Как Европа закаляет пошлины на русскую сталь
Лента новостей
Европейский союз провел антидемпинговое расследование, по результатам которого повысились экспортные пошлины на российскую сталь. Максимальная пошлина — чуть больше 36%
Российские металлурги идут в суд против Еврокомиссии. Это реакция на экспортные пошлины на российскую сталь, которые в среду ввел ЕС. Они касаются экспортных поставок горячекатаного проката. Ранее Еврокомиссия провела антидемпинговое расследование. Как оно шло, и в чем логика европейского регулятора?
Как известно, инициаторы и бенефициары антидемпингового расследования — европейские производители стали, в первую очередь, «Арселор Миттал». Процесс длится еще с весны прошлого года. В начале этого Евросоюз ввел предварительные пошлины на российский холодный прокат. В августе вступают в силу постоянные, с пятилетним сроком действия. При этом они значительнее выше предварительных, максимальная пошлина — чуть больше 36%. На деле для российских производителей ситуация не слишком изменилась, так как металлурги были к ней готовы и приспособились к новым условиям, говорит начальник аналитического отдела БКС Кирилл Чуйко.
Кирилл Чуйко начальник аналитического отдела БКС «Поставки холоднокатаного листа с начала года очень сильно упали из России в Европу, поэтому, в принципе, сейчас то, что произошло, — это лишь подтверждение пошлин. Всегда есть возможность спустить ниже по производственной цепочке в горячекатаный прокат, и наши металлурги нарастили его экспорт в Европу, отчего внутренние производители в Европе немного взвыли, что привело к тому, что сейчас ЕС расследует уже демпинговую активность в российской стали горячекатаного проката».
Металлурги, для которых ввели пошлины, отреагировали ожидаемо. В ММК сообщили, что для компании ключевым остается внутренний рынок. В НЛМК, у которой, кстати, есть заводы в нескольких странах Европы, назвали расследование предвзятым и пообещали защищать свои интересы в суде и в рамках ВТО. Если в решении европейских властей и есть политика, то ее не так много, говорят эксперты. Возможно, не будь политических разногласий, удалось бы договориться и смягчить условия. А в остальном обычная ценовая война, считает аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев.
Алексей Калачев аналитик ГК «Финам» «Это происходит не потому, что кто-то хочет «козу» России построить, эта история длится много лет: каждый год то вводятся какие-то пошлины, то отменяются какие-то пошлины, то пересматривается размер этих пошлин. Мы выводим пошлины, против нас вводят пошлины. Против нас уже в прошлом году действовало порядка 24 пошлин в разных странах мира, точно также у нас есть пошлины, то есть это такой процесс, я не думаю, что он политизированный, я думаю, он строится на расчетах. Конечно, компании что-то потеряют, но я не думаю, что это для них будет сильно критично».
По сути, главный фактор, давший нашим сталеварам преимущество на европейском рынке — это девальвация. Можно ли винить в этом российских производителей? В ЕС сочли, что можно. Ранее отечественные металлурги рассказывали, как шли антидемпинговые проверки. Россияне предоставили аудиторам обоснование цен. Но они сочли эти данные ненадежными и использовали некие свои источники. При этом, как сообщали СМИ, проверяющие из ЕС оказывали психологическое давление на российских сотрудников и даже оскорбляли. Вероятно, это делалось в целях защиты честности и прозрачности европейского рынка стали.