ФАС против Apple
Лента новостей
ФАС подозревает Apple «в координирующей роли» при установке цен на iPhone в России. Об этом заявил журналистам замруководителя ведомства Андрей Цариковский. По его словам, также готовится возбуждение дела в отношении ритейлеров по подозрению в ценовом сговоре. Как может Apple координировать цены в России, и почему ФАС удивляет, что цены на iPhone везде одинаковые?
В феврале этого года Федеральная антимонопольная служба начала проверку 16 крупных ритейлеров на предмет сговора при ценообразовании на смартфоны iPhone 6S и 6S Plus. Кроме того, ведомство проверяло официальный магазин Apple в России — Apple Store.
Проверяющие пришли к выводу, что у ритейлеров стоимость устройств шестого поколения после старта продаж либо вообще не отличалась, либо варьировалась в диапазоне до 9 рублей, либо разнилась лишь в течение нескольких дней в период проведения акций.
Цена iPhone 6S с объемом памяти 16 Gb составляла 56 тысяч 99 рублей, модели 6S Plus на 128 Gb — 83 тысячи 99 рублей. В расследовании ФАС также фигурирует пресс-релиз Apple от 28 сентября прошлого года, в котором указаны те же цены, которые действовали у ритейлеров.
Эти факты, по мнению антимонопольного ведомства, указывают на то, что стороны при установлении цен действовали не самостоятельно. На самом деле здесь нет ничего криминального. Это политика компании Apple. И ни о каком сговоре здесь речи быть не может, говорит генеральный директор аналитического агентства Telecomdaily Денис Кусков.
Денис Кусков генеральный директор информационно-аналитического агентства TelecomDaily «Ценовые характеристики компании Apple устанавливаются не только в России, но и по всему миру. Есть ценовые характеристики, которые компания разрабатывает для выхода на тот или иной регион. Естественно, ритейлеры имеют возможность несколько модифицировать ценовые характеристики, но, по сути, компания Apple — одна из немногих, которая старается четко выдерживать ценовой ряд своей модели. Не надо забывать, что есть интернет-магазин на территории России. Учитывая, что это антимонопольная служба, никакой монополии здесь точно нет, потому что компания Apple — это производитель, она считает, что столько-то телефон ее будет стоить, рассчитав его стоимость по определенному курсу, но не более того».
Ведущий аналитик компании Mobile Research Group Эльдар Муртазин, в свою очередь считает, что ФАС не учитывает целый ряд факторов при определении цены. А их достаточно много.
Эльдар Муртазин ведущий аналитик компании Mobile Research Group «Мне кажется, что логика ФАС какая-то перекрученная. Они смотрят на прайсовую стоимость, а дальше уже каждая компания, рынок так устроен, пытается создать преимущество за счет скидок, но эти скидки не в лоб на полки транслируются, а это скидка на будущую покупку, это скидка для постоянного покупателя и прочее, прочее. Вот они почему-то отказываются рассматривать такие скидки как скидки, и говорят о том, что они не играют роли. Хотя по факту, если считать деньги, это живые деньги, и компании надо их учитывать. Это просто некая цена, во многом виртуальная, которая в реальности меньше за счет всевозможных скидок. ФАС, к сожалению, это учитывать не хочет».
Кроме того, крупные ритейлеры предоставляют беспроцентную рассрочку при покупке смартфонов. А то, что цены у всех практически одинаковые, так это вполне объяснимо: iPhone шестого поколения — самый дорогой смартфон из присутствующих на рынке. Продавцы в режиме реального времени отслеживают цены друг у друга. Поэтому нет ничего удивительного в том, что максимальное их снижение в борьбе за покупателя уравнивает цены у всех.