16+
Воскресенье, 17 ноября 2024
  • BRENT $ 71.05 / ₽ 7105
  • RTS862.94
28 июля 2016, 15:07 ПолитикаПерсоны

Константин Симонов: «Речь идет о масштабнейшей перекройке всех силовых структур»

Лента новостей

Вал громких отставок в российской политике: поста лишился не только глава ФТС, но и, в частности, губернатор Севастополя, причем совершенно неожиданно для себя самого. Что происходит? Константин Симонов допускает: Путину начали предлагать кадровые решения, к которым он не был готов

Фото: Максим Шеметов/ТАСС

День больших отставок: глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов все-таки лишился должности — на его место назначен полпред в Северо-Западном федеральном округе, выходец из органов безопасности Владимир Булавин. Кроме того, Путин досрочно прекратил полномочия губернатора Севастополя Сергея Меняйло. Он стал полпредом в Сибирском федеральном округе. Причем, как рассказал агентству РИА Новости Меняйло, он узнал о своем назначении в Сибирский федеральный округ из прессы. «Я не знал об этом», — добавил он.

Более того, указом Путина объединены Крымский и Южный федеральные округа. Крымский полпред Белавенцев переведен в Северо-Кавказский округ. Кроме того, Владимир Путин уволил Никиту Белых, находящегося в СИЗО, в связи с утратой доверия. Игорь Ломакин обсудил происходящее с главой фонда Национальной энергобезопасности Константином Симоновым.

Давайте с Бельянинова все-таки начнем: что же произошло? Попросили уйти или решился сам?
Константин Симонов: Я предположу, что единственная логичная версия заключается в том, что люди, которые сейчас пришли к управлению экономической безопасностью в ФСБ (там недавно тоже были масштабные серьезные перестановки), это новые звезды ФСБ, которые принимали участие в ряде очень громких дел. Вспомните эти скандалы относительно управления собственной безопасности, по губернаторским историям... вот они получили под контроль управление экономической безопасности, и я предположу, что начали предлагать Путину некоторые кадровые решения, к которым он, может быть, не был готов. Мне лично кажется, что демонстративная публичность этой истории была элементом, на мой взгляд, попыткой склонить Путина к тому, чтобы убрать Бельянинова, и в этом плане интересна фигура Булавина. Потому что он не похож на креатуру этих новых звезд. Не исключаю, что Путин как раз принял такое, для себя традиционное решение: послушал одну группу с точки зрения отставки, а вот с точки зрения назначения ее слушать не стал. Мне кажется, что Булавин, по крайней мере, такая, промежуточная фигура...
Это человек президента или нет?
Константин Симонов: Это да, все люди — люди президента, вопрос только в том, интересы кого разделяет этот человек помимо президента. Но, понимаете, он три года фактически возглавлял Северо-Западный федеральный округ. А что такое полпред в округе? Традиционно это место почетной пенсии и ссылки. У нас ни один полпред как-то не замечен все-таки в активной аппаратной жизни.
Кстати о полпредах: отстранен Меликов, Северо-Кавказский федеральный округ. Что происходит?
Константин Симонов: Ну, я думаю, все эти назначения в целом — здесь речь надо вести немножко о другой тенденции. То есть первое, про что мы говорим, это про изменения силовых структур, а также изменение баланса внутри силовых органов. Это мы видим и по делу Бельянинова, и по атаке на Бастрыкина, до этого по перестановкам в ФСБ, до этого по перестановкам в МВД... То есть очевидно, мы понимаем прекрасно: речь идет о масштабнейшей перекройке всех силовых структур.
Кстати, Меликов назначен первым заместителем директора Росгвардии, сообщил Кремль. А вот Белавенцева назначили полпредом в Северо-Кавказском округе. Продолжается рокировка, в этом что концептуально?
Константин Симонов: Вторую тенденцию я бы обозначил так: система пришла в движение, количество кадровых перестановок растет очень сильно, если мы помним период президентства Медведева и начало последнего срока Путина, было весьма спокойно с точки зрения кадровых изменений. Очень редко бывало что-то: губернаторы менялись, но на федеральном уровне перестановки были не такими масштабными и быстрыми. Сейчас система явно приходит в движение, отставки, перестановки начинают сыпаться как из рога изобилия, что означает необходимость перезагрузки власти в том плане, чтобы привести в чувство, по крайней мере, бюрократию. Ну, обычно это сигнал для бюрократии: началось, надо приходить в движение, бегать быстрее, думать активнее. А что касается темы Таможенной службы, мне кажется, Булавин, поскольку находился на посту полпреда, который в принципе является такой полупенсией, его оттуда как бы вытащили, и этот ход был явно неподготовлен. То есть в этом плане Булавин, на мой взгляд, полуслучайно оказался главой таможенной службы, то есть нужно было найти человека, который эту дыру заткнул бы. Это мне напоминает в чем-то возвращение в свое время Фрадкова из Брюсселя на должность технического премьера. То есть нужно было так поступить: вот взяли оттуда, перетащили, хотя он, я думаю, сам этого не ожидал, и никто этого не ожидал. Поэтому я думаю, что интрига вокруг таможни будет продолжаться. Тем более, если помните, были разные планы. Поэтому, думаю, что ребята спровоцировали эту отставку, но что будет за ней? Поэтому Булавин, мне кажется, фигура временная. У любой временной фигуры в России всегда есть шанс стать постоянной, но решение принималось очень быстро, в спешке, еще вчера никто не думал, что Булавин может таможенную службу возглавить.

Очень важный вопрос и забавная деталь. Сергей Меняйло, как сейчас выясняется, узнал от журналистов о том, что он, оказывается, больше не губернатор Севастополя, а теперь он полпред президента в Сибирском федеральном округе. Одновременно Белавенцев, полпред в Крыму, уходит в Северо-Кавказский округ. Что это для Крыма означает?

Константин Симонов: Понятно, что там прежде всего убирали главу Севастополя, и это подтверждает мою мысль по Булавину, в том смысле, что полпред — фигура крайне малозначимая, потому что очевидно: речь идет об отставке. Полпреды в свое время выполнили важную роль с точки зрения подкрутки гаек и устранения региональной вольности на уровне губернаторов, то есть выполнили роль надсмотрщиков президента. А когда губернаторов всех поменяли практически, то их функции вообще стали не понятны, не понятно, чем они занимаются. И вот они зависли между небом и землей. В этом плане очевидно, что Меняйло просто убирают с поста и отправляют на почетную пенсию, что и подтверждает информация, согласно которой он даже не знал об этом, его даже не удосужились об этом предупредить и отправили в Сибирь полпредствовать, сидеть и протирать штаны.
По большому счету, мы имеем всех, кто сегодня назначен на посты полпредов, людьми с понижением в должности?
Константин Симонов: По Меняйло это однозначно, конечно, отставка.
Хорошо, еще по Ярославской области, куда пришел человек, который ранее работал в ФСО, Дмитрий Миронов, замглавы МВД до сегодняшнего утра. Что это означает, учитывая, что мы помним назначение в Тульской области? Вот еще одна, теперь с севера от Москвы область с силовиком.
Константин Симонов: Да, это интересная тенденция появления генерал-губернаторов, то есть силовики все более активно востребованы в качестве региональных управленцев. Посмотрим, будет ли продолжение этого тренда, и можно ли в целом говорить о том, что это будет отражением в целом укрепления силовой элиты в государстве, потому что вы помните, это уже был такой период активного притока, когда Путин стал президентом, силовиков на различные органы, различные даже социологические теории выстраивались. Потом вроде бы даже статистически их число стало сокращаться. Возможно, мы будем сейчас иметь некий ренессанс этой истории, тем более наша внешнеполитическая ситуация естественно благоприятствует такому развитию событий, когда ты живешь в ситуации осажденной крепости, желание все-таки сделать ставку на силовую часть своей элиты, я думаю, что оно имеет место быть.
Стоит сейчас всем открыть карту и посмотреть, что там за регионы вокруг Москвы, внимательно, или пока рано?
Константин Симонов: Я не думаю, что речь идет о том, чтобы окружить Москву генералами-управленцами, хотя мысль ваша интересна в том плане, если иметь в виду, что все революции делаются в столицах, то стоит прежде всего думать о том, как создавать пояс силовой безопасности вокруг Москвы. Давайте посмотрим, будет ли продолжение этих историй, по крайней мере, не везде мы это видим. Скажем, в Московской области был генерал, так он министром обороны стал наоборот, и пришел гражданский человек в свое время.

Ситуацию также прокомментировал политолог, директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко: «Все-таки это определенный пакет. Можно говорить об усилении в силовых структурах. С одной стороны ФСБ, с другой стороны ФСО, потому что из двух вновь назначенных губернаторов один — руководитель регионального управления ФСБ, другой — формально замминистра внутренних дел, но это выходец из команды Золотова, который туда приходил с Золотовым из ФСО. И мы видим, что это уже третий человек, связанный с группой ФСО, который приходит на губернаторский пост. В то же время мы видим, что происходят достаточно серьезные ротации на уровне полпредов. Белавенцев неплохо проявил себя в Крымском округе и сейчас уходит на потенциально проблемный Северный Кавказ. Но и вообще, я думаю, что вся эта череда кадровых перестановок говорит о том, что, наверное, еще не время списывать институт полпредов президента, хотя казалось, что к этому все идет, и, видимо, усиление этой внешнеполитической напряженности ставит новые задачи перед полпредами, в первую очередь, сохранение территориальной целостности страны. Мы видим то же самое назначение представителя ФСБ, скажем, на пост губернатора анклава в Калининградской области. Что касается Крыма, скорее, речь идет о завершении переходного периода, о том, что в общем-то органично влились Крым и Севастополь в состав РФ, потому что решение о создании отдельного Крымского федерального округа было достаточно ситуативным. Что касается Севастополя, собственно там было понятно, что затянулся клинч между Чалым и Меняйло, и надо было разрядить ситуацию. Правильно, что в итоге пришел человек со стороны. Да, я думаю, что роль военных и вообще силовиков в последнее время, учитывая международную напряженность, неизбежно возрастает».

В то время, когда на информационных лентах сыпались новости о громких отставках и рокировках, Владимир Путин проводил совещание по ситуации в агрокомплексе в Тверской области. Его транслировали в прямом эфире гостелеканалы. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отложил свою традиционную «прямую линию» с журналистами.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию