Турция после путча. Траектория развития событий
Лента новостей
СМИ сообщили о предстоящей встрече Путина и Эрдогана. В ходе телефонного разговора, состоявшегося по инициативе российской стороны в воскресенье, лидеры договорились о встрече один на один, которая должна пройти в первой неделе августа. Об этом сообщает турецкое государственное информационное агентство Anadolu
Если встреча Путина и Эрдогана состоится, то она станет первым личным контактом двух президентов после начала нормализации в отношениях двух стран, уточняет «Интерфакс». Путин подчеркнул принципиальную линию Москвы на недопустимость в жизни государства антиконституционных действий и насилия, сообщили в Кремле. Путин выразил надежду, что турецкая сторона сможет в максимальной степени обеспечить безопасность российских туристов. В ответ Эрдоган заверил, что «все необходимые шаги в этой связи будут предприняты».
Между тем, по обвинению в причастности к попытке переворота в Турции задержан главный военный советник Эрдогана. Все организаторы неудавшейся попытки военного переворота в Турции задержаны. С таким заявлением в воскресенье выступило командование турецкой армии.
Ранее стало известно, что задержан командующий военной базой Инджирлик на юге Турции, об этом сообщил телеканал SkyNewsArabia. Были арестованы также еще 10 высокопоставленных турецких офицеров. По последним данным, всего задержано уже шесть тысяч мятежников, из которых половина — военнослужащие, в том числе, 34 генерала.
Выступая перед турецким народом Эрдоган в очередной раз обвинил американского президента в укрывательстве главного организатора мятежа — Фетхуллаха Гюлена.
Реджеп Тайип Эрдоган президент Турции «Господин президент, я неоднократно говорил вам: «Пожалуйста, выдайте нам этого человека». Несколько раз я указывал вам, что человек, проживающий в Пенсильвании, и его окружение подготавливают переворот в Турции. Но вы меня не слушали. Сегодня после попытки его осуществления я бы хотел, чтобы мой голос еще раз услышали в США. Сдайте Гюлена Турции. Я хочу, чтобы США экстрадировали его немедленно. Мы выдавали вам любого террориста, кого бы вы ни запросили, надеемся на взаимность. Отдайте нам этого человека, он числится в нашем террористическом списке».
В воскресенье, выступая по телевидению, президент Эрдоган не исключил введения смертной казни для участников попытки военного переворота. Будут ли массовые репрессии? И как турецкие власти собираются реагировать на попытку переворота?
Организаторы госпереворота в Турции разработали почти идеальный план: захват Генштаба, гостелевидения, блокировка аэропортов и мостов через Босфор. Время отпуска Эрдогана и большинства турецких министров. Пятница, вечер. Но операция сорвалась. Военные не добились поддержки населения. Если в первые часы путча народ жал на улицах руки танкистам, то после обращения Эрдогана против людей в форме вышли гражданские с оружием, а госпереворот превратился в его попытку. Лагерь противников президента оказался слабее. Эрдоган сумел сохранить 50-процентную поддержку, которую получил на выборах. Но даже попытка сместить президента говорит о расколе среди турков. Сторонники «кемализма», исторически ведущей идеологии Турции, недовольны политическими процессами в стране и благосклонностью президента к исламу, говорит гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов.
Андрей Кортунов генеральный директор Российского совета по международным делам «Эрдоган попытался, в общем, не без успеха армию отодвинуть на задний план в политике, и, конечно, это вызвало большое неудовольствие со стороны военных. Военные пытаются себя позиционировать в качестве защитников наследия Ататюрка, в качестве силы, которая выступает последовательно за светский путь развития Турции, и в этом смысле многие из них критиковали и продолжают критиковать Эрдогана за то, что он заигрывает с исламом, в том числе с политическим исламом, и отказ или сомнения в отношении западной ориентации светско-турецкого государства».
Политика Эрдогана не устраивает и Запад, но Турция — член НАТО, и открыто вступать в конфронтацию с ее президентом ни европейские, ни американские политики не хотят. Другое дело, если на смену избранному лидеру придут генералы. В Турции так уже было четыре раза. В этом случае те же американцы могли поддержать новую власть и таким образом обеспечить ее легитимность. В разгар событий в Стамбуле президент США хранил молчание. О поддержке действующей власти Обама высказался, когда стало понятно, что военные проиграли, по времени — после двух ночи. На этом фоне показательна реакция Москвы: о необходимости решать проблемы конституционно и без насилия глава МИД Лавров заявил в 12 ночи. Готовились ли США принять новую власть Турции? И была ли у мятежников поддержка со стороны Запада?
Максим Шевченко руководитель центра стратегических исследований религии и политики современного мира «Путчисты были настроены крайне решительно, и вертолеты над зданием парламента, танковые атаки в Анкаре, которые были. То есть это тщательно спланированная, подготовленная, очень хорошо поддерживающаяся западными державами и руководством НАТО попытка военного фашистского переворота. Я вообще связываю это, в частности, с позицией, которую Эрдоган занял во время литовского саммита НАТО. Турция не проявила такого большого энтузиазма по поводу увеличения численности. И не случайно, как говорится, все это случилось».
После подавления переворота Эрдоган потребовал от США выдать оппозиционера Фетхуллаха Гюлена, которого турецкий президент считает главным вдохновителем пятничных событий. Но это почти не выполнимое требование. Реальные шаги по подавлению внутреннего протеста предпринимает премьер Йылдырым. Он назвал участников госпереворота террористами и заявил, что Конституционный совет может снять мораторий на смертную казнь. Жесткие репрессии почти неизбежны, но все это может поставить крест на планах Турции вступить в Евросоюз.
Георгий Бовт политолог, журналист «Любой правитель, подавив государственный переворот, что сейчас произошло, он, конечно, начнет закручивать гайки. И я думаю, что европейским чиновникам это не понравится, и это усилит критику Эрдогана за нарушение прав человека. Это и так было до этого и в довольно большом количестве за то, что он притеснял прессу, сажал журналистов и так далее и тому подобное. Сейчас он, конечно же, усилит давление в этом направлении, и это вызовет критику со стороны Европы, но, в общем, это не будет происходить в таких свирепых масштабах. Я думаю, что он даже не достигнет пиночетовских масштабов».
При этом уже на следующий день после пятничных событий сообщалось о тысячах арестованных судей и военных, многие из которых никак не были вовлечены в попытку госпереворота. Если правительство применит к ним санкции, пусть даже самые мягкие, вроде увольнения, это не прибавит популярности Эрдогану. Элита в очередной раз может задуматься, насколько необходим стране такой президент.