Тест на НКО для борцов со СПИДом оказался положительным
Лента новостей
Некоммерческое партнерство ЭСВЕРО, а также Фонд имени Андрея Рылькова признали иностранными агентами. По данным Минюста, эти организации ведут политическую деятельность на деньги из-за рубежа
Борцов с эпидемией СПИДа признали иностранными агентами, несмотря на официально объявленную в стране эпидемию ВИЧ-инфекции.
Как сообщает «Коммерсантъ», за одну неделю Минюст объявил «иностранными агентами» две известные российские НКО — некоммерческое партнерство ЭСВЕРО, а также Фонд имени Андрея Рылькова. В Минюсте посчитали, что эти организации ведут политическую деятельность на иностранные средства. Обе организации соглашаются, но подчеркивают, что используют зарубежные деньги лишь потому, что не смогли найти средства в России.
Есть ли политика в деятельности российских НКО, занимающихся профилактикой ВИЧ-инфекций, и есть ли у них выбор финансирования?
Для признания некоммерческой организации иностранным агентом необходимо два признака — занятие политической деятельностью и финансирование из-за рубежа. Если движение денег можно отследить, то под размытые формулировки политической деятельности можно подвести абсолютно все.
Александр Финютин руководитель адвокатской группы, эксперт в области благотворительности «Четких формулировок ни закон, ни какие-либо органы абсолютно не дает. Даже практика Верховного суда РФ по признанию организации иностранным агентом будет сформирована только во втором полугодии 16-го года и то не в полном объеме, скорее всего. Поэтому в настоящее время используется как обычно мнение людей на местах. В основном данное мнение высказывают у нас органы прокуратуры. Любые, даже советы борцов за СПИД, что было бы неплохо отредактировать законодательную базу вот таким-то образом. Было бы лучше признать такие-то законы, уже подпадает под определение «участие в политической деятельности». И одно это уже позволяет их признавать иностранными агентами».
Ранее Минюст внес в реестр иностранных агентов НКО «Социум» из Энгельса. Его так называемая политическая деятельность заключалась в том, что «Социум» проводил в среде наркозависимых и ВИЧ-инфицированных лиц соцопрос, включающий широкий спектр вопросов, а собранная информация отправлялась в финансирующую НКО организацию в форме отчета о проделанной работе. А еще раздавали шприцы и презервативы людям из группы риска — наркозависимым и секс-работницам.
На суде прокуратура ссылалась на экспертное заключение преподавателя местного вуза, который утверждал, что «Социум» ведет гибридную войну против нашего государства».
Несколько раз подавала заявку на получение отечественных грантов признанное иностранным агентом некоммерческое партнерство ЭСВЕРО, но каждый раз получала отказ.
Павел Аксенов гендиректор ЭСВЕРО «Мы неоднократно в течение последних 5 лет, практически с момента, когда стали доступны субсидии из федерального бюджета, которые до прошлого года распределялись через Минэкономразвития, подавали эти гранты. Все безуспешно. Мы проходили неизменно во второй тур, но не дотягивали какое-то количество баллов минимальное до проходного. Мы подавали на президентские гранты, но итог был тот же: все было безрезультатно».
К сожалению, это нормальная практика. А иногда доходит даже до абсурда. Иностранными считаются деньги, которые поступают из глобального фонда по борьбе со СПИДом, взносы, в который делает и наша страна. За последние три года, включая нынешний, Россия перечислила в фонд 60 млн долларов.
Вадим Покровский руководитель Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом, академик РАН «Консорциум неправительственных организаций выиграл грант у глобального фонда по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией. Получается, что они действительно работают на иностранные деньги. Хотя, с другой стороны, Россия тоже делает взнос в глобальный фонд. Примерно столько же получают и наши неправительственные организации. Получается странная цепочка: мы даем деньги в глобальный фонд, а он дает деньги разным организациям в мире из той общей суммы, которую дают все страны-участники».
Между тем, в законе об иностранных агентах есть четкая оговорка, что под политическую не подпадает деятельность в сфере здравоохранения, социальной профилактики и ряда других направлений. Как показывает практика, теперь она не работает. И, как считают эксперты, это сигнал, что иностранным агентом теперь может стать каждый в этой сфере.