Изобретатель алкотестера сел за «откаты» директору ФСИН
Лента новостей
Гендиректор НПФ «Мета» Николай Мартынов 30 июня был приговорен 3 годам и 8 месяцам лишения свободы по резонансному делу о хищениях при закупке электронных браслетов для ФСИН. Его дело рассмотрели в особом порядке
К трем годам и восьми месяцам лишения свободы со штрафом в 500 тысяч рублей приговорил 30 июня Замоскворецкий суд Москвы изобретателя электронных браслетов Николая Мартынова. Гендиректор Научно-производственной фирмы «Мета» (НПФ «Мета») стал первым осужденным по громкому делу о миллиардных хищениях при закупке электронных браслетов для ФСИН. Его признали виновным в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 2 ст. 33, ч. 4 ст. 159 УК РФ) и взяли под стражу в зале суда.
Защита признавшего вину фигуранта осталась недовольна приговором. Адвокаты считают его чрезмерно суровым. «С таким подходом к назначению наказания практика досудебного соглашения о сотрудничестве скоро рухнет», — заявил защитник Мартынова Вадим Лялин.
Поскольку на следствии Николай Мартынов полностью признал вину и заключил сделку со следствием, его дело было выделено в отдельное производство и рассмотрено в особом порядке. На это у судьи Натальи Чепрасовой ушло два дня. Чтобы огласить приговор, ей потребовалось два часа. Предвидя возможное заключение под стражу, находящийся под домашним арестом 62-летний подсудимый пришел в суд с вещами. Впрочем, пакет с ними он не стал брать в зал. Поддержать его приехал сын, до последнего надеявшийся на то, что отец получит условный срок.
«Откаты» в 140 миллионов
Гендиректор НПФ «Мета» Николай Мартынов был задержан 29 марта прошлого года и провел четыре месяца в СИЗО, прежде чем 17 июля 2015 года суд перевел его под домашний арест. Это произошло после того, как бизнесмен признал вину и дал подробные показания о том, как платил «откаты» теперь уже бывшему директору ФСИН Александру Реймеру. Он, как рассказал Мартынов, получил от него не менее 140 млн рублей — 10% от сумм, которые перечислил ФГУП «Центр информационно-технического обеспечения и связи» ФСИН России (ФГУП «ЦИТОС») на счета подконтрольных Мартынову коммерческих фирм ООО НПП «Мета» и ООО «Эко тест» в счет оплаты по заключенным с ними в 2010-2012 годах контрактам на изготовление и поставку электронных браслетов.
Система электронного мониторинга подконтрольных лиц (СЭМПЛ), как правильно называются эти изделия, закупалась у компании Мартынова по завышенным ценам, причем, как установили следователи, в десятки раз. Так, стационарное контрольное устройство стоимостью 19 тысяч рублей приобреталось за 108 тысяч рублей, а мобильное вместо тех же 19 тысяч рублей — по цене 128 тысяч рублей. Следствие оценило ущерб бюджету от действий фигурантов в сумму не менее 2 млрд 759 млн рублей. Из них Мартынову вменили хищение более 1 млрд 258 млн рублей. Эти деньги были перечислены на счета фирм-однодневок, выяснил Следственный комитет.
Стоит отметить, что задержанные по громкому делу вместе с Мартыновым экс-директор ФСИН Александр Реймер, его бывший заместитель Николай Криволапов и гендиректор ФГУП «ЦИТОС» России Виктор Определенов не признали вину. Следствие по их делу уже завершено, они знакомятся со 110 томами. Реймер и Определенов находятся в СИЗО, а Криволапов — под домашним арестом в связи с серьезным заболеванием почек. Им также инкриминируется и «мошенничество в особо крупном размере в составе организованной группы» (ч.4 ст. 159 УК), а Реймеру еще и «злоупотребление должностным полномочиями, повлекшее тяжкие последствия» (ч.3 ст. 285 УК РФ).
Оглашая приговор, судья констатировала, что Николай Мартынов полностью признал вину и выполнил условия сделки со следствием, неоднократно давая последовательные показания об обстоятельствах совершенного преступления. «Он детально дал показания об обстоятельствах передачи не менее 140 млн рублей директору ФСИН Александру Реймеру», — сказала председательствующая.
Сам Мартынов накануне в суде заявил, что сожалеет о содеянном. «Я раскаиваюсь в том, что выполнял условия, которые мне диктовал директор ФСИН. Если бы у меня был выбор, то я никогда бы не согласился пойти на такое преступление», — сказал он.
При назначении подсудимому наказания суд учел заслуги изобретателя. В приговоре упоминалось, что подсудимый, который имеет звание кандидата технических наук, является автором многих значимых разработок. Так, например, Мартынов изобрел не только электронные браслеты и большегрузные весы, но и алкотестеры для ГИБДД. Помимо этого он имеет множество благодарностей, поощрений и наград от заслуженных граждан и организаций, а на иждивении у мужчины находится жена — инвалид II группы, больная раком.
Однако суд все же счел, что исправление фигуранта возможно только в условиях изоляции от общества. Судья Наталья Чепрасова приговорила гендиректора «Меты» к трем годам и восьми месяцам заключения в колонии общего режима. Это на четыре месяца меньше, чем накануне просил прокурор (он настаивал на наказании в четыре года — Business FM). В качестве дополнительного наказания осужденному был назначен штраф в 500 тысяч рублей. Заявленный в ходе следствия иск ФСИН (служба признана потерпевшим по делу) о возмещении ущерба на сумму 3 млрд рублей суд оставил без рассмотрения. Судья пояснила, что потерпевший может обратиться с ним в порядке гражданского судопроизводства.
«Жестокий» приговор
Когда осужденного уводил конвой, он не проронил ни слова. Адвокаты же Николая Мартынова назвали приговор «жестоким» и пообещали обжаловать его в Мосгорсуде. Защищавший изобретателя Вадим Лялин считает несправедливым назначенное наказание. Он заявил, что «осознавшие вину и помогающие расследованию» люди могут перестать сотрудничать со следствием, если им станут назначать реальные сроки. «Мартынов единственный, кто признал вину и принимает меры к возмещению ущерба. Остальные фигуранты этого не делают», — отметил он.
Накануне перед вынесением приговора Николай Мартынов рассказывал, что предложил передать государству продукцию своего предприятия — 7 тысяч готовых электронных браслетов и интеллектуальную собственность в виде научно-технической документации и чертежей изделий. В адрес ФСИН он направил четыре письма, однако ни на одно из них ведомство не ответило.
Защитники осужденного надеются добиться в Мосгорсуде смягчения приговора либо замены срока на условный. Однако и без этого отсидевший один год и четыре месяца под стражей (день под домашним арестом приравнивается к дню в СИЗО), на следствии Николай Мартынов уже через несколько месяцев может рассчитывать на УДО. Он вправе претендовать на досрочное освобождение по отбытии половины назначенного ему срока, то есть уже через пять месяцев.
50 килограммов денег
Что же касается Александра Реймера и его предполагаемых подельников, то они могут предстать перед судом уже до конца лета. Адвокат Виктора Определенова Владимир Жеребенков призывает не доверять показаниям Николая Мартынова. Он считает, что коммерсант пошел «по пути наименьшего сопротивления», чтобы облегчить свою участь.
В интервью Business FM защитник заявил, что цены, по которым закупались электронные браслеты, не были завышенными, а являлись «адекватными», а «никакого хищения не было». «Цены предложило само руководство «Меты», и они были на 20% ниже цен аналогичной продукции из Израиля и Франции», — сказал он.
Адвокат считает, что оценка продукции для пенитенциарной системы был проведена неверно, так как следствие привлекло для этого компанию-оценщика в области недвижимости, а не высоких технологий. Система же электронного мониторинга подконтрольных лиц являлась новой и уникальной. «Это как обычный телефон и iPhone — по виду одинаковые, а начинка другая», — привел пример защитник.
Жеребенков также сомневается в том, что Александр Реймер мог получить наличными у себя в кабинете 140 млн рублей. Для этого, по его словам, Мартынову пришлось бы принести в служебный кабинет директора ФСИН сумки с купюрам общим весом в 50 килограммов.