«Почта Банк» — новый игрок на рынке банковских услуг. Насколько успешной оказалась идея создать банк в сотрудничестве с Почтой России, на кого рассчитан этот сервис и какие у него планы на будущее, рассказал в интервью Георгий Горшков, первый заместитель президента-председателя правления «Почта Банка»
Идея создания в России почтового банка не нова. Разговоры об этом шли больше десяти лет, но Почта России никак не могла найти подходящего партнера. И только в середине прошлого года было принято решение о создании «Почта Банка», 50%+1 акция которого принадлежит группе ВТБ, остальное — Почте. На рынке «Почта Банк» присутствует около трех месяцев, однако новичком назвать его нельзя. Эта кредитная организация была образована на базе «Лето Банка», входившего в группу ВТБ. У «Почта Банка» уже около 2 миллионов клиентов, и он активно расширяет свою сеть. О преимуществах банка и планах его развития рассказывает Георгий Горшков, первый заместитель президента-председателя правления «Почта Банка».
За счет чего «Почта Банк» достигает популярности среди населения?
Георгий Горшков: Сегодня мы открываем 10 новых отделений каждый рабочий день и планируем работать в таком режиме ближайшие три года. Ежедневно к нам, чтобы получить кредит или открыть сберегательный счет, приходит несколько тысяч клиентов. В абсолютном большинстве регионов банк получает максимальную поддержку местных администраций и глав субъектов РФ.
Это связано, в первую очередь, с тем, что появление «Почта Банка» повышает доступность базовых финансовых услуг для населения не только крупных городов, но и небольших, отдаленных населенных пунктов. Не секрет, что последние два-три года многие банки сокращали свои филиальные сети. Поэтому появление нового игрока, который, наоборот, занимается расширением региональной сети и в течение ближайших трех лет появится в практически каждом соседнем дворе — это один из основных моментов, который интересует и население, и администрации.
Где можно найти отделения «Почта Банка»?
Георгий Горшков: Сеть «Почта Банка» уже охватывает около 300 городов России, по итогам года этот показатель увеличится почти в два раза. Сегодня мы не присутствуем только в Крыму и на Дальнем Востоке. До конца 2016 года наша сеть будет представлена примерно шестью тысячами точек. В их число войдут отделения «Почта Банка» в стрит-ритейле и окна продаж в отделениях почтовой связи с сотрудниками банка. Третий формат нашего присутствия — это оказание финансовых услуг сотрудником почты после дополнительного обучения.
Какие преимущества есть у «Почта Банка» по сравнению с другими банками?
Георгий Горшков: Наше большое преимущество — это географическое покрытие, но парадигма использования финансовых услуг меняется с появлением новых технологий, поэтому мы не будем делать ставку только на оффлайн-канал. В течение ближайших нескольких лет «Почта Банк» станет ведущим digital-банком с лучшим мобильным приложением и беспрецедентным физическим присутствием. Такая уникальная комбинация, как нам кажется, — это то, что нужно потребителю.
На какие средства «Почта Банк» развивает свою сеть?
Георгий Горшков: У нас часто спрашивают, получили ли мы какие-то деньги от государства на создание «Почта Банка». Нет, никаких государственных субсидий мы не получали. Масштабная программа развития сети реализуется только за счет прибыли «Почта Банка».
Мы прибыльны как по российским, так и по международным стандартам финансовой отчетности. По итогам 2016 года банк получит прибыль в размере нескольких сотен миллионов рублей. Другого такого примера, когда банк настолько активно развивал бы филиальную сеть за счет собственных средств, на рынке нет.
Я знаю, что ипотекой «Почта Банк» заниматься пока не намерен, потому что в банковской группе уже есть ВТБ24 — один из лидеров ипотечного кредитования. Какие интересные предложения есть у «Почта Банка»?
Георгий Горшков: В качестве примера я могу привести сберегательный счет, который является одним из самых популярных продуктов «Почта Банка». Наши менеджеры, приходя в компании и на предприятия, рассказывают их работникам о сберегательном счете с бесплатно обслуживаемой картой, ежемесячным начислением до 8% годовых на остаток и возможностью свободного снятия и внесения средств. Открыть сберсчет можно бесплатно в любом клиентском центре «Почта Банка», а удобно управлять своими деньгами позволит мобильное приложение. Это вызывает значительный отклик у потенциальных клиентов.
Есть ли среди ваших продуктов уникальные, аналогов которым нет на российском рынке?
Георгий Горшков: У почты ежегодно кратно растет количество клиентов, которые получают посылки с товарами, заказанными в интернете. Клиенты онлайн-магазинов заинтересованы как в защите своих покупок, так и в удобном инструменте для их оплаты. Мы вместе с «Почтой России» разработали специальный продукт для интернет-покупателей, страхующий их от порчи товара при оплате товаров картой «Почта Банка». Страховка покрывает стоимость не только самого товара, но и обратной доставки, которая зачастую обходится в значительную сумму.
Чем «Почта Банк» намерен привлекать новых клиентов?
Георгий Горшков: Справедливость цены и удобство — это категории, которые важны для любого банковского клиента не только в России, но и в мире. Мы стремимся к тому, чтобы наши продукты были доступны в соседнем дворе или на соседней улице, а тарифы были понятны потребителям. Обычные люди не очень любят читать кредитные договоры и, как правило, не умеют считать процентную ставку, поэтому мы делаем условия по продуктам максимально прозрачными, не используем мелкий шрифт в документах.
Какие планы по развитию строит «Почта Банк»?
Георгий Горшков: Что касается планов, то они весьма амбициозны. По итогам текущего года кредитный портфель «Почта Банка» планируется на уровне 126 миллиардов рублей. А к 2023 году банк должен обслуживать 17 миллионов россиян, открыть порядка двадцати тысяч окон в почтовых отделениях и увеличить объем кредитного портфеля до 700 миллиардов, а депозитного — почти до триллиона рублей.