Демократия — скользкая штука. Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
Итоги голосования в Великобритании для большинства заинтересованных наблюдателей стали шоком. Все пугали друг друга такой возможностью (угрозой), но далеко не все воспринимали ее как реальную. Почему?
Еще недавно многие в Британии считали премьера Дэвида Кэмерона везунчиком. Он ранее пошел на проведение в Шотландии референдума о выходе из Соединенного Королевства. Хотя, строго говоря, юридической обязанности делать это не было. И выиграл. Хотя был риск, что сторонники независимости возьмут верх. На пост премьера в 2010 году он шел как «евроскептик». Под лозунгами сопротивления брюссельской бюрократии и за британскую «самость». Обещал провести референдум о членстве в ЕС. Хотя сам никогда не выступал за выход. Он рассматривал референдум как метод шантажа ЕС с тем, чтобы добиться важных уступок в вопросах миграции, выплаты пособий гражданам других стран ЕС, работающих в Британии и так далее. Дату референдума он назначил тогда, когда число сторонников сохранения членства заметно превышало число тех, кто за Brexit. Казалось, ничто не предвещало катастрофы. Но шантаж удался на славу. «Евроскептики» завелись не на шутку.
Политическим элитам кажется, что они управляют и манипулируют всем, чем только можно манипулировать. Социологические службы, сами в какой-то мере являясь частью истеблишмента, ободряли: мол, проскочим. И не уловили всей мощи нынешних антиэлитных настроений, которые поднимаются в разных странах. От США в виде Трампа до Италии в виде движения «Пять звезд» непонятно про что. От Испании с ее таким же движением безответственных леваков «Подемос» до теперь британского Brexit.
Вот что советовала читателям «народная газета» Daily Mail за два дня до голосования: «Если вы верите в Британию, голосуйте за «уход». Ложь, алчные элиты и разобщенная, умирающая Европа — вот почему мы можем иметь великое будущее только вне разломанного Евросоюза». В этом вся суть движения Brexit. Это протест против и своих завравшихся политиканов, и тем более против брюссельских, которых никто не выбирал, но которые надменно пытаются навязывать какие-то непонятные стандарты, выдуманные по непонятным простому британскому посетителю сельского паба критериям. И крупные города, включая космополитичный Лондон, убедительно голосуют за ЕС, а вся английская провинция, «корни травы» — против. Вторые — это то самое молчаливое большинство, настроения которого плохо улавливает увлекшийся информационно-политическими манипуляциями истеблишмент.
Пытаясь погнать популистскую волну в нужном ему направлении, Кэмерон еще в конце мая позволил себе почти хамскую фразу: мол, выходу Британии из ЕС будут рады разве что Путин да лидер (запрещенного в России) ИГИЛ Аль-Багдади. Надо сказать, нота была взята абсолютно фальшивая. Ну, не боится простой британский обыватель страшного Путина. У него совсем другая жизнь и заботы, которые портят вовсе не «злой Путин» и «сепаратисты» какого-то Донбасса, а серенькие, безликие бумагомараки из Брюсселя. Путин ответил Кэмерону лишь сейчас. Так что месть подана холодной. Он заметил, что увязывать Brexit с Россией есть «не что иное, как проявление низкого уровня политической культуры».
Еще ранее президент России публично недоумевал, зачем вообще Кэмерон затеял этот референдум, который, как выясняется, может запустить территориальный развал Великобритании, если на выход из нее начнут проситься проголосовавшие за ЕС Шотландия и Северная Ирландия. В этом тоже проявилось характерное свойство многих современных политиков. Играя в одно-двухходовые популистские тактические игры, они утрачивают чувство стратегической перспективы, они не в состоянии просчитать долгосрочные последствия принимаемых под телекамеры на потребу обывателю решений. И потом за эти игры выставляются счета на сотни миллиардов. И выясняется, что начавший игру толком не был готов к «плану Б».
Накануне референдума в российских соцсетях умудренные опытом наблюдения за действиями куда более предсказуемого нашего ЦИК многие шутили, что, мол, наивные бриты делают отметки в бюллетенях простыми карандашами. И сейчас власти под диктовку крупных корпораций все и подчистят. До того, чтобы подчистить, в Британии как-то не додумались. Но раньше так же не додумались просчитать все последствия выхода страны из Евросоюза. Хотя бы экономические. Отдав все на волю эмоций не сведущих в этих тонкостях обывателей. Так что современная демократия — во всех смыслах скользкая штука. Никогда не знаешь, на чем именно «навернешься».