18 июня 2016, 17:31 Финансы
Спецпроект: ПМЭФ-2016
Гензастройщик ПМЭФ: «Импортозамещения в стройматериалах пока нет — все привозное»
Лента новостей
Кто они, организаторы выставок, где они получают образование, опыт работы, новых клиентов. Об этом развивающемся и креативном бизнесе Business FM рассказал генеральный застройщик ПМЭФ-2016
В интервью Business FM глава компании «Экспофорум-дизайн» Игорь Жданов — застройщик экспоцентра в Шушарах рассказал о становлении нового рынка и о подготовке Петербургского экономического форума. С Игорем Ждановым беседовал главный редактор Business FM Илья Копелевич.
У нас в гостях Игорь Жданов, генеральный директор компании «ЭкспоФорум- Дизайн», это генеральный застройщик выставочных площадок. Как в «ЛенЭКСПО» вы работали, на старой площадке Петербургского форума, так и сейчас вот здесь, уже в Шушарах. Расскажите, чем отличаются Шушары от ЛенЭКСПО?
Игорь Жданов: Здравствуйте! Отличие принципиальное, это совершенно новый комплекс, за прообраз брались самые передовые выставочные площадки Германии при проектировании. На сегодня это самый современный выставочный комплекс, построенный в России.
Я успел пройти по какой-то части павильонов, мне кажется, что здесь гораздо больше места, выставочного пространства, гораздо больше компаний представлено именно стендами, чем это было год назад.
Игорь Жданов: Да, и по площади выставочный комплекс существенно превышает ЛенЭКСПО, более 50 тысяч квадратных метров закрытых выставочных площадей, более 10 тысяч квадратных метров конгрессных возможностей, и по конгрессной части самые серьезные возможности есть, как минимум на северо-западе России, если не сравниваться с «Крокусом» в Москве.
Цены, стоимость для компаний участия и постройки своих выставочных павильонов здесь изменилась по сравнению с ЛенЭКСПО?
Игорь Жданов: Нет, все цены сохранены, и со всеми организаторами выставок они сохранены, подписаны перспективные договоры: с кем-то на три года, с кем-то на пять лет. Головная компания гарантировала, что условия сохранятся такие же, как на прежней площадке в ЛенЭКСПО. Скачка цен не было, это все подтвердят.
У нас несколько крупных форумов в России проходят, самый главный, конечно, Петербургский, теперь Восточный есть, Сочинский инвестиционный, можно ли говорить, что существует некая система единая, в том числе и в их организации и подготовке, и участия компаний в этом, единые стандарты?
Игорь Жданов: Теперь как минимум есть единый организатор — фонд «Росконгресс». Если раньше эти форумы организовывали разные организации, привлекались к этому, теперь этим занимается фонд «Росконгресс». С точки зрения застройщиков, как правило, это достаточно постоянный пул самых серьезных выставочных организаций России за редким исключением.
Иностранных участников много ли было, или это только российские компании, а иностранные только в гостях, но не выставляются?
Игорь Жданов: Нет, если говорить об экономическом форуме 2016 года, он существенно отличается от предыдущих форумов, и от форума 2015 года, прежде всего тем, что он 20-й, юбилейный, и впервые проходит на новой выставочной площадке КВЦ «ЭКСПОфорум», соответственно, очень серьезный проявлен интерес со стороны, в том числе зарубежных участников, впервые есть национальный раздел, есть национальный павильон Италии. Италия — официальный партнер экономического форума в этом году.
Итальянцы — мастера дизайна, они все свое привезли или у нас заказывали?
Игорь Жданов: Получается 50х50, сам павильон уличный не привозили из Италии, часть экспозиции приехала из Италии, часть экспозиции создана московской компанией.
В принципе, проводить форумы, конференции и выставки — промышленные, экономические — у нас, в России, это пока достаточно кустарное ремесло, вспыхивает то там, то здесь, вот в Петербурге уже относительно отработано, в других местах оно все движется. Существует ли такая профессиональная, организованная среда, которая позволяет правильно это делать повсюду в России?
Игорь Жданов: Очень актуальный, своевременный, серьезный вопрос. К сожалению, здесь несколько проблем. У нас до сих пор нет нормального федерального закона о выставочной деятельности, у нас нет системы профессиональной подготовки — ни среднего образования, ни высшего образования в области выставочного дизайна и выставочной застройки, все специалисты, все серьезные компании, которые сейчас занимают какие-то значимые позиции на рынке — это, что называется, люди сделали себя сами, то есть они, как правило, начинали достаточно давно и, может быть, просто монтажниками, а сейчас это директора, креативные директора выставочных компаний. Тут есть серьезная проблема, потому что очень низкий порог вхождения на наш рынок.
Вообще, это, если радио не позволяет показать, как выглядит выставочный павильон, даже наша студия, как она здесь построена, это очень тонкие, визуально очень индивидуальные вещи. Здесь быть просто строителем мало, это совсем другая профессия. Мне интересно, персонал таких компаний, как ваша, те, кто все это делает, он в России существует? Где вы набираете людей, где их обучаете? В том числе очень современные технологии используются ведь, о которых не знают обычные строители, просто не могут знать.
Игорь Жданов: Да, безусловно, ничего общего с капитальным строительством, даже мало чего общего с декорациями, потому что все, что мы создаем...
Да, может быть, театральные декораторы составили костяк?
Игорь Жданов: Нет, вы из зала видите совершенно другую картинку, которую вам подают, с 30-40 метров при правильном поставленном свете, а здесь вы можете все пощупать руками, здесь все можно вплотную потрогать и здесь максимальное качество, оно, наверное, сравнимо с космическими технологиями и с судостроением, то есть точно до половины миллиметра.
Плюс очень много деталей, потому что от света здесь тоже очень многое зависит, и он везде нестандартный.
Игорь Жданов: А персонал мы весь обучаем и воспитываем сами. К сожалению, готовых кадров нет, со стройки брать — это бесперспективно, потому что все, кто поработал в капитальном строительстве, для них как минимум понятия «выставочные сроки» не приемлемы, для нас важны часы и минуты, для них — плюс-минус месяц не проблема. Мы имели опыт с персоналом капитальных объектов строительства, но это не наш.
Цены на этом рынке тоже достаточно спонтанны, потому что приходит компания, она хочет выставиться, как правило, решение принимается не то что бы с большим запасом времени, это все работ аккордная, на которую остался месяц, нужно все спроектировать, привезти. Кстати, наверняка, материалы по большей части импортные, потому что они очень индивидуальные. Что в России можно купить?
Игорь Жданов: К сожалению, сейчас действительно нет импортозамещения.
Потому что оно и не нужно, это все-таки очень штучная вещь.
Игорь Жданов: Нет, по идее, наверно, это нужно, чтобы быть независимыми от каких-то проявлений внешнеполитических, еще чего-то, или от скачков курса национальной валюты, но сейчас, на сегодня, действительно все материалы привозные, начиная от коврового покрытия, заканчивая всеми отделочными материалами. Даже то, что производится в РФ: панели ДСП, МДФ, пленка — какие-то ингредиенты, они все равно идут из-за рубежа, и все равно это оказывает влияние. Цены формируются, есть определенная рыночная цена, есть понятие эксклюзивной выставочной застройки, есть понятие стандартной выставочной застройки; совершенно разная себестоимость, совершенно разные затраты и, как следствие, совершенно разная стоимость для клиента, для заказчика.
Возникнет ли какая-то цеховая организация, которая будет понятная внешним заказчикам, какая-то саморегулируемая организация, потому что ведь на павильоны компании тратят много денег, на выставочные, наверное, все заинтересованы в том, чтобы иметь такого достоверного клиента, с другой стороны?
Игорь Жданов: Да, это вопрос очень серьезный, действительно, наболевший. Я начал говорить о том, что, в принципе, невысокий порог входа на рынок, поэтому выставочных компаний и компаний выставочных застройщиков появляется достаточно много. То есть человек у тебя учится, работает, может быть, это твой заместитель, исполнительный директор.
Завтра пишут объявление в Интернете.
Игорь Жданов: Возможно, это руководитель производства или просто бригадир. В какой-то момент ему приходит мысль, почему я работаю на кого-то, мне нужно создать свою компанию, я уже все знаю и умею, нужно немного оборудования, небольшой участок аренды площади, поставить форматно-раскроечный станок, одного-двух клиентов, и все, я бизнесмен, мне уже любые проекты по плечу, можно выходить на тендеры, на экономический форум, на Сочинский инвестиционный и так далее. К сожалению, такие подобные компании, даже появилось определение таких компаний — гаражные компании, все активы которых помещаются в одном или двух гаражах.
Сейчас термин есть «гаражная экономика».
Игорь Жданов: Они считают себя полноценными компаниями полного цикла, и с учетом того, что нет никакого государственного регулирования в нашей области деятельности, приходится как-то этим заниматься самостоятельно, поскольку единственная легитимная форма сейчас — это саморегулируемые организации, то, что пришло на смену лицензированию деятельности, действительно, сейчас возникла необходимость в каком-то более-менее упорядочивании рынка, или как-то попытаться сделать его более цивилизованным, в первую очередь, это важно именно для участников, для клиентов. Мы начали такую деятельность, то есть очень сложно договориться, эти разговоры шли на протяжении последних десяти лет, но мы все конкуренты. В какой-то момент собрался инициативный состав, директора и владельцы наступили на горло своим амбициям и своим собственным экономическим интересам, сели за стол переговоров и стали договариваться, как жить дальше.
Создать цех, который будет регулировать процесс.
Игорь Жданов: Я бы не сказал, что это цех. Это, скорее, первая профессиональная независимая организация, которая призвана задать некий стандарт качества. Был хороший в свое время в СССР «Знак качества», который присваивался надежной продукции. Это своеобразный квалификационный уровень. То есть мы регулируемая организация, она призвана задать определенный стандарт качества в отрасли. Соответственно, клиент может быть уверен, что эти компании, эти подрядчики его не подведут. Как в любой саморегулируемой организации, эта организация будет отвечать перед всем внешним рынком, страховка коллективная. То есть если какая-то компания-участник этой саморегулируемой организации оказывает некачественные услуги, мы все, как вы говорите, всем цехом, ответим перед этим участником.
Я хочу сказать, что выставка, экспозиция — это объект, который существует очень недолго, его нельзя подправить потом, но это витрина, которая не может подвести ни в одну секунду.
Игорь Жданов: Совершенно верно, выставка — это такое мероприятие, которое не может не открыться или открыться не вовремя.
Или открыться с недоделками, потому что это витрина компаний, которые выставляют лицо.
Игорь Жданов: Да, это лицо компании. И порой репутационные потери, издержки многократно превышают стоимость этого стенда и этой застройки, поэтому недопустимо, чтобы этой деятельностью занимались непрофессионалы, а клиент зачастую выбирает по цене. И если тендер абсолютно открытый и нет реальных профессиональных критериев, очень тяжело отобрать участников тендера, подрядчиков, которые реально вас не подведут. Если у компании гаражный бизнес, очень низкая себестоимость, они могут дать очень низкую внешнюю цену.
Да, как говорится, а ус отклеится. Спасибо, у нас в студии был Игорь Жданов, генеральный директор компании «ЭкспоФорум-Дизайн», это генеральный застройщик Петербургского экономического форума.
Материал подготовлен при поддержке технического партнера BFM.ru на ПМЭФ'16 — АО «Сони Электроникс»