16+
Четверг, 26 декабря 2024
  • BRENT $ 73.70 / ₽ 7341
  • RTS864.25
9 июня 2016, 14:25 Финансы

Особые экономические зоны у России не получились

Лента новостей

Владимир Путин поручил приостановить создание новых ОЭЗ, а также прекратить деятельность десяти неэффективных. Что пошло не так?

Фото: Marcelo del Pozo/Reuters

Программа особых экономических зон может быть приостановлена. Как сообщает газета «Коммерсантъ», президент России Владимир Путин поручил правительству до 30 июня приостановить создание новых особых экономических зон (ОЭЗ) и прекратить деятельность десяти неэффективных. Все действующие зоны передадут регионам.

Решение было принято после доклада главы контрольного управления президента Константина Чуйченко, согласно которому с 2006 года на создание 33 зон было потрачено 186 млрд рублей, из них 122 млрд — из федерального бюджета.

В Кремле считают неэффективным институт особых экономических зон, в отличие от территорий опережающего развития, которые демонстрируют позитивную динамику. Об этом пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, отвечая на вопрос Business FM. При этом он отметил: нужно уточнить, есть ли поручение главы государства о прекращении функционирования существующих особых экономических зон и отказе от создания новых ОЭЗ:

Дмитрий ПесковДмитрий Песков заместитель руководителя администрации президента — пресс-секретарь президента РФ «Территории опережающего развития — это отдельный институт, который наоборот зарекомендовал себя неплохо. И, собственно, они как раз набирают темпы в своем развитии и демонстрируют очень позитивную динамику. Порт Владивосток — это территория опережающего развития. Относительно того, есть ли список экономических зон, работа которых должна быть приостановлена, — мне нужно время, чтобы ознакомиться с этой темой».

Создание одного рабочего места в ОЭЗ обошлось федеральному бюджету в 10 млн рублей, что равно средней зарплате в стране за 25 лет. Почему особые экономические зоны в России оказались не эффективны? Отвечает генеральный директор НПАО «Российско-Европейский инвестиционный консорциум» Павел Геннель.

Павел Геннель гендиректор НПАО «Российско-Европейский инвестиционный консорциум» «Основных причин, почему не получилось, у нас две. Первое: нельзя в любом произвольно взятом месте воткнуть зону, которая позволит развиваться экономике, самопроизвольно ничего не произойдет. То есть, чтобы что-то развивалось, нужен продуманный проект, нужно понять, кто его будет администрировать, нужно понять, кто будет заниматься менеджментом, что производить и так далее. То есть это чисто экономические и бизнесовые вопросы. К сожалению, там возводится огромное количество никому не нужной инфраструктуры, которая никогда никем не будет использована, потому что инфраструктуру нельзя возводить, не понимая, кто будет ею пользоваться, а с нашими экономическими зонами, к сожалению, так и получилось. Вторая часть: большинство этих зон функционирует на основе налоговых льгот. То есть, в принципе, основа привлечения туда производства и бизнеса — налоговые льготы. В случае с Россией налоговые льготы не работают. Налоговые льготы небольшие и, соответственно, ради такой сравнительно небольшой экономии никто не будет совершать резких движений, что-то перемещая, либо развивая в каком-то конкретном месте. В принципе, возможно, через год-два-три, когда налоговое администрирование, постепенно увеличивающее свою эффективность в России, дойдет хотя бы до показателей, сравнимых с европейскими, даже такие небольшие льготы будут интересны и смогут принести какие-то результаты. Но в настоящее время и в ближайшем обозримом будущем рассчитывать на привлекательность такого рода налоговых льгот, к сожалению, не приходится. За рубежом получается, потому что практика экономии налогов за рубежом, во-первых, существенно более зрелая, а, во-вторых, не имеет аналогов в виде «черных» схем, которые позволяют не задумываться о налоговой экономии, а просто налоги не платить. У нас сейчас тоже практика «черных» налоговых схем отмирает, но, тем не менее, в достаточной мере присутствует, чтобы такие сравнительно небольшие налоговые льготы не представляли интереса».

Почему экономические зоны не сработали? Продолжает старший научный сотрудник Московского института мировой экономики и международных отношений РАН Михаил Субботин:

Михаил Субботин старший научный сотрудник Московского института мировой экономики и международных отношений РАН «Есть много разговоров по поводу того, что особые экономические зоны были не очень удачные. До этого свободные экономические зоны превратились фактически вот в такие российские офшоры, черные дыры были и на Кавказе специальные. Сейчас как-то сразу приходит на память свободная экономическая зона Ингушетии. Общий подход — что удаются лучше ОЭЗ, которые либо город, либо порт, то есть они такие точечные. А там, где у вас большая территория, возникают просто возможность и желание заполучить льготы и их каким-то образом конвертировать. Фактически это более выгодные условия по сравнению с конкурентами, где их издержки будут дешевле. Что касается конкретной вот этой истории, во-первых, треть — я не знаю, хорошо это или плохо, кому-то кажется, что это очень серьезная дыра, кому-то кажется, что наоборот: две трети получились — слава тебе, Господи. Смотря как к этому относиться. Второй вопрос, будет ли продолжение банкета? Будет ли внимательно изучен опыт оставшихся там 23 ОЭЗ? Не исключено, что эти 10, которые были закрыты, они не последние в этом списке. Третье: у меня есть некоторый опыт общения со Счетной палатой, у меня есть некоторые сомнения в том, что подобные анализы всегда делаются качественно. То есть понимаете, пока у нас довольно много вопросов, на которые мы пока ответа не получили. Когда-то, когда мы начинали одновременно концессионное законодательство и законодательство об ОЭЗ, то наши партнеры, которые законодательством занимались, они не смогли нам дать ответа, чем особые экономические зоны отличаются от свободных экономических зон, хотя в теории — это два разных направления. К сожалению, здесь очень много намешано и теоретических просчетов, и плохого контроля. У китайцев, например, ОЭЗ, чтобы все находилось под контролем государства, чтобы инвесторам были созданы все условия, они просто по буквально каждой зоне создают... сажают в один административный дом представителей всех министерств, чтобы они обслуживали. То есть это еще со времен, когда китайцы начинали это дело, создавалось вот такое одно окно, одна дверь, я не знаю, назовите, как хотите, это предполагает некое специальное администрирование всего этого процесса. У нас, в общем, сказать, что мы до сих пор добились каких-то больших успехов с точки зрения администрирования бизнеса, я этого не могу. В этом смысле ОЭЗ являются продолжением общего инвестиционного климата в стране».

В апрельском отчете Счетная палата подчеркивала необходимость доработать принципы управления особыми экономическими зонами. В частности, регионы подают заявки на большую территорию, но не успевают ее осваивать, заключило ведомство. После разработки единых подходов к ОЭЗ создание зон может быть возобновлено.

В феврале стало известно, что особую экономическую зону Калининградской области запланировано перевести в режим территории опережающего развития. 1 апреля соответствующие поправки были внесены Минэкономразвития.

Два года назад Владимир Путин назвал национальным приоритетом XXI века Дальний Восток, который покроют сетью территорий опережающего развития. Ожидалось, что они принесут не менее 600 млрд рублей прямых инвестиций и более 37 тысяч новых высокопроизводительных рабочих мест. При этом налоговые льготы, предоставляемые таким территориям, были выше, чем у особых экономических зон.

ОЭЗ просто устарели как инвестиционный инструмент, а с территориями опережающего развития Россия не успела, считает руководитель центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов.

Василий КолташовВасилий Колташов руководитель центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений «Эти зоны являются бесперспективными, бессмысленными и вредными для экономики. Эта схема нигде больше не работает, она старая. Потому что когда в нашу страну тащат всякое старье, уже отработанные и совершенно не подходящие для новых условий и глобального кризиса модели привлечения инвестиций и развития регионов, такие как вот эти СЭЗ, прошли уже многие страны, значит, и мы по ней пойдем, она надежна. Если на вашей улице открыто уже десять пиццерий, вы открываете еще одиннадцатую, и вы рассчитываете на то, что вы будете бурно развиваться. Ну, естественно, нет. Рынок переполнен, избыток предложений даже этих зон. И в рамках России они просто не дают ничего, потому что они не ориентированы на местный рынок, а государство не ориентировано на развитие местных рынков, региональных рынков. Вот и получается, что ничего не работает. С Дальним Востоком мы просто не успели. Наша страна лет 20 примирялась к азиатскому подъему экономическому и смотрела, будет он идти быстро или сверхбыстро. А когда он стал заканчиваться сейчас, когда есть экономики в рецессии — японская, тайваньская, есть экономики в тяжелом непризнанном кризисе, как китайская экономика, мы почему-то решили сделать поворот в этот регион и начать осваивать интенсивно свое побережье Приморья. И, конечно, мы не успели, потому что не делалась ставка на то, чтобы создать там рынок собственный, большой рынок, а мы хотели прислониться к чужим рынкам — к японскому, к китайскому. И, естественно, у нас там ничего не заработает в Приморье. У нас там построены порты, расширены железнодорожные пути, все это сделано в принципе правильно, неплохо, полезно, но необходимо, чтобы это все-таки ориентировалось больше на развитие нашего собственного рынка, местного».

Закон о создании особых экономических зон вступил в силу в июле 2005 года. Это территории, где действуют льготы для инвесторов. По плану каждая должна существовать 49 лет.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию