Победит сильнейший: столичные отели вступили в схватку за клиентов
Лента новостей
Московский гостиничный рынок адаптировался к кризису, но продолжает испытывать дефицит экономичных объектов
Начало сезона отпусков — горячая пора для отельеров практически везде, но только не в Москве. Столица, несмотря на ее богатую историю и многочисленные достопримечательности, пока так и не раскрыла свой туристический потенциал, зато пользуется большой популярностью у бизнес-путешественников, на долю которых приходится до 80% загрузки гостиниц. Летом этот показатель в среднем по рынку снижается до 55%, хотя в этом году эксперты ожидают большей активности.
Непростые отношения с Западом привели к существенному снижению потока туристов из Европы и США, который, впрочем, за счет ослабления рубля, частично компенсировался туристами из азиатских стран, а также из регионов, которым путешествовать за рубеж стало дороговато. Кроме того, спрос на туры в Москву растет у граждан Ирана, Индии, Польши, Финляндии и Норвегии, положительная динамика также зафиксирована со стороны испанцев и немцев.
Станислав Ивашкевич заместитель директора по развитию, индустрия гостеприимства CBRE «По итогам первого квартала 2016 года, общий въездной турпоток в Россию по данным Ростуризма увеличился на 16,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, во многом за счет гибкой ценовой политики многих отельеров и активного развития внутреннего туризма. Спрос может увеличиться еще больше в летние месяцы за счет притока туристов из регионов и стран Азии, которые активно посещают российские столицы в связи с девальвацией рубля. Поэтому, отельеры, которые проявят определенную гибкость в вопросах ценовой политики, существенно не потеряют в заполняемости. В первую очередь, это касается операторов верхнего, среднего и эконом-сегментов, люксовые отели могут испытывать некоторые сложности в этом вопросе. В среднем, по итогам первого квартала, по всем сегментам показатель заполняемости составляет 55-60%, при оптимистичном сценарии, после летних месяцев этот показатель может увеличиться еще на 8-10%».
Московские гостиницы средней ценовой категории, стоимостью до 5 тысяч рублей за номер в сутки, остаются максимально востребованными. Причем, по мере выхода на рынок новых объектов, конкуренция между ними продолжает расти, поэтому, чтобы остаться в выигрыше, отель должен быть не только недорогим, но и качественным: изношенный номерной фонд остается невостребованным даже при условии предоставления скидок и спецпредложений.
Татьяна Веллер руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL «На сегодняшний день качественное предложение составляет более 22 тыс. номеров. На средний сегмент приходится 29,4%, на средний — 22,7%. Далее следует эконом-сегмент с 18,8%. На верхний предел среднего сегмента и верхний предел верхнего сегмента приходится 11,5% и 12,1% соответственно. Самый малочисленный — люксовый сегмент — всего 5,5% номеров. То, что мы видим из операционных показателей отелей, свидетельствует о том, что рынок стал преимущественно массового спроса, и все отели, кроме люксового сегмента, стараются наращивать объем загрузки, но снижать цены. Удерживать цены в неизменном положении или даже немного их поднимать на текущий момент может позволить себе только люксовый сегмент».
Несмотря на кризис, в этом году в Москве намечено открытие 9 новых отелей под управлением международных гостиничных операторов, а это значит, что номерной фонд пополнится еще 6,5 тысячами единиц. Аналогичные планы заявлены и на 2017 год, в котором ожидается появление 7 новых объектов. При этом предложение все же пока нельзя назвать сбалансированным: туристы по-прежнему ощущают нехватку качественных экономичных отелей, а эксперты сетуют на большой объем старого советского номерного фонда и указывают на возможности развития сегмента deluxe.
Марина Смирнова партнер и руководитель отдела гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield «Туристский сезон пока еще, по-хорошему, не начинался, это июль-август, но все равно, рост спроса на гостиницы заметен. Обычно в конце весны — в начале лета активно проводятся различные мероприятия, как спортивного, так и культурного плана. Это способствует росту загрузки, и сейчас качественные отели с хорошей локацией загружены до 90% в течение деловой недели. В апреле, например, рост загрузки составлял до 15-16% по сравнению с апрелем 2015 года. Рост загрузки позволяет отелям отторговывать средние цены, которые практически не повышались уже 2 года (за исключением люксовых отелей). Полагаю, что тренд сохранится — на фоне окрепшего спроса (+5-7%) гостиницы более активно смогут оперировать средними ценами, но рост не будет большим — тургруппы, формирующие спрос на отели на летние месяцы, чувствительны к цене».
При этом специалисты сходятся во мнении, что гостиничный рынок уже адаптировался к кризису: отельеры пересмотрели свою ценовую политику, поспособствовали появлению бонусных программ и программ лояльности и наконец-то научились активнее продвигать свои предложения, борясь за клиентов и мероприятия. Но, разумеется, для большинства гостиниц все еще актуальна основная антикризисная мера, заключающаяся в оптимизации расходов.