Российские компании попросили о сильном рубле?
Лента новостей
Согласно исследованию Центробанка России, российский бизнес ждет укрепления национальной валюты. В опросе приняли участие представители свыше 250 компаний
Российский бизнес хочет укрепления рубля, в том числе и экспортеры. Это показало исследование, опубликованное Центробанком. Как пишут «Ведомости», в опросе приняли участие более 250 компаний.
Промышленным предприятиям нужен сильный курс для модернизации производства. При этом, как говорится в исследовании, ни один из респондентов не отметил, что нуждается в ослаблении рубля, чтобы начать экспорт продукции, а значит, дальнейшее снижение курса рубля не создает для компаний — не экспортеров дополнительных возможностей для выхода на внешние рынки.
Почему исследование ЦБ показало такие результаты? Рассуждает главный экономист ПФ капитал Евгений Надоршин:
Евгений Надоршин главный экономист ПФ «Капитал» «Надо понимать, какой бизнес высказывается за крепкий рубль. В статье «Ведомостей» практически все цитаты, связанные с высказыванием о крепком рубле, приведены от компаний, которые работают на внутренний рынок. Действительно, очень большое количество обрабатывающих производств в России и работают почти исключительно на внутренний рынок, даже если формально что-то могут экспортировать, доля экспорта очень часто является весьма скромной, ну, чисто номинальной. И на экспортных рынках, если продукт неоднороден и нестандартен, многим компаниям обрабатывающего сектора очень неуютно, потому что там совсем другая конкуренция — часто на порядки сильнее, чем в России. Даже высказывания, приведенные в статье, в первую очередь связывают крепкий рубль с ростом потребительского спроса. Хотя, как мы видели в прошлом году, да, было укрепление рубля до 50-ти, пусть непродолжительное, но тем не менее. Вместе с ним не пришло восстановление потребительского спроса. Но как бы это мелочи, важно, что потребительский спрос и его увеличение очень часто у производителя ошибочно ассоциируется с крепким рублем, что, действительно, исторически раньше было так, но в последнее время едва ли на это стоит рассчитывать. Потребительский спрос нужно напитать деньгами, крепкого рубля может оказаться для этого недостаточно. А для того, чтобы напитать его деньгами, нужно либо улучшение внешней конъюнктуры, либо улучшение чего-то внутри. И вот, собственно говоря, в этих опросах я не вижу серьезных оснований для улучшения чего-то внутри. Я вижу, что ряд компаний хотели бы обновить оборудование, ну, воспользовавшись тем, что у них хорошие запасы были сделаны средств в валюте. Может, кто-то уже даже перешел в рубли. И вот, перевернувшись, соответственно, по более выгодному курсу они надеются купить оборудование дешевле и таким образом в надежде, может быть, еще на снижение ставки ЦБ в будущем произвести какую-то модернизацию и стать более эффективными. Но я не уверен, что этого может быть достаточно для того, чтобы создать должное количество денег, особенно, если мы говорим о работе, в основном, на внутренний рынок для того, чтобы потребитель мог уверенно увеличивать потребление и предоставить комфорт производителям».
Но для многих наоборот выгоден слабый рубль, говорит Дмитрий Филиппов, генеральный директор группы компаний РУСИТ, которая занимается производством текстиля.
Дмитрий Филиппов генеральный директор группы компаний РУСИТ «От 55 до 70 курс доллара для нас очень комфортен. Мы сегодня достаточно серьезно смотрим на экспортный рынок, при том курсе, который сегодня сложился у нас, очень хорошие экспортные перспективы. Если мы получаем доллар 300-рублевый, мы сразу становимся неконкурентоспособными. Тут даже есть вторая составляющая. На сегодняшний день, если мы даже не ориентируемые на экспорт, мы ориентируемые на конкуренцию. В любом случае, на внутреннем рынке. И сегодня ткань наших конкурентов, предположим, стоит те же самые 2 доллара. 2 доллара за 30 рублей — это 60 рублей. А 2 доллара за 60 рублей — это 120 рублей. То есть на сегодняшний день я становлюсь очень конкурентоспособным и на внутреннем рынке, у меня появляется и экспортный потенциал».
Президент Агропромышленного холдинга «Мираторг» Виктор Линник также удивлен, что многие российские компании хотят укрепления рубля.
Виктор Линник президент АПХ «Мираторг» «Всем тем, кто производит на территории России, завышенный курс рубля невыгоден, то есть ты становишься менее конкурентен импортной продукции и, соответственно, менее конкурентен с точки зрения экспорта. Тем более для России, с учетом потенциала развития нашей страны, завышенный курс рубля уже привел к тому, что у нас было огромное количество импорта и вот только сейчас, когда курс стал сбалансированным, в соответствии с тем объемом производства продукции с добавленной стоимостью и импортом, он сейчас им более или менее соответствует. Поэтому, честно говоря, удивительно слышать, что те люди, которые занимаются производством, говорят, что им нужен более высокий курс рубля. Это не соответствует, мне кажется, действительности. Оборудование в доле производства, в доле инвестиций занимает не такую долю. Просто, когда вы производите каждый килограмм продукции и если у вас завышенный курс рубля, соответственно, вы каждый раз вне конкуренции на каждом килограмме продукции. Оборудование вы покупаете только один раз при инвестициях. Во-вторых, если у вас продукты становятся более конкурентны, то сюда приходят инвестор и начинает производить и оборудование, здесь же, на территории страны, где курс соответствует рынку. Нужно ли было брать в данной экономической ситуации кредит в валюте — возможно, но сейчас нам надо хеджировать эти риски валютные, потому что мы не знаем, какой курс будет, сложно прогнозировать, через год. Соответственно, хедж будет достаточно высоким. Но у нас позиция простая: если мы работаем и 90% сейчас у нас оборота на территории России в рублях, значит, нам выгоднее брать в рублях и снизить эти риски. Если бы у нас была доля экспорта 50%, мы могли бы приблизительно брать 50 на 50 — 50% в рублях, 50% в валюте».
В укреплении рубля есть предел, а в падении предела может не быть, говорит глава группы компаний «АПР-ресурсы», член правления Российского союза промышленников и предпринимателей Андрей Черкасенко.
Андрей Черкасенко генеральный директор НП «Группа компаний «АПР-Ресурсы» «Вопрос не просто в укреплении рубля, а в стабильности. Тренд, который сегодня наметился, на стабилизацию курса рубля, это самое главное, потому что он совпал с укреплением рубля, и это, вне всякого сомнения, замечательно, потому что в укреплении рубля есть определенные лимиты, а в падении рубля лимитов может не быть, как показывает практика, безотносительно конкретного, это все в целом. В укреплении есть определенный лимит, поэтому, когда рубль укрепляется, он является более предсказуемым. Можно сказать, что я бы выступил за то, чтобы сохранить сегодняшний курс, потому что то падение, которое было, и преимущества, которые возникли, они уже отыграны, может быть, чрезмерное укрепление рубля будет не очень выгодно, исходя из того, что там есть определенный приход валютной выручки. В этой ситуации гораздо проще, если курс сохранится в том коридоре, в котором мы сегодня».
Какой курс рубля выгоден для российского бизнеса, рассуждает также генеральный директор «Научно-производственной фирмы Завод «Измерон» Павел Альтов:
Павел Альтов генеральный директор «НПФ Завод «Измерон» «По-моему, очевидно, что вся экономика — это сообщающиеся сосуды. Можно защитить дешевой валютой внутренний рынок от импорта, но при этом потерять внешние инвестиции, при этом действительно осложняется модернизация производства, которая в России в основном зависит от импортного оборудования. Для нашего предприятия в текущий момент времени действительно мы получаемся более конкурентоспособными, то есть импортное оборудование существенно дороже. Это немаловажный аргумент при проведении конкурсов, в которых мы участвуем. Сейчас нам действительно стало сложнее проводить модернизацию производства, ровно в два раза подорожало все оборудование. Но, насколько я знаю со слов предпринимателей, коммерсантов, с которыми я общаюсь, самое главное — все равно стабильность в итоге. Для нашего производства в основном это оборудование действительно импортное, то есть отечественные аналоги имеют меньшую производительность, надежность, они не дают такого качества. Оборудование действительно все за валюту, мы сейчас рассматриваем различные лизинговые схемы, я рассматриваю валютный кредит как не совсем производственную ситуацию, а, скорее, как игру в казино, то есть это какие-то риски. Если торговая деятельность и оборачиваемость длится несколько месяцев, можно попробовать для производства, где планирование несколько лет, экспериментировать с валютными кредитами, ставить под угрозу, по большому счету, все предприятие я бы не стал».
Между тем рубль может значительно укрепиться, если снизится геополитическая напряженность — так заявил Герман Греф. «Если будет разрешаться ситуация с Украиной, то, я думаю, мы увидим значительное укрепление курса рубля».
По данным исследования, опубликованного ЦБ, для большей части предприятий оптимальным был бы курс 35-60 рублей за доллар. При этом компании, заинтересованные в укреплении рубля, считают оптимальным курс 45-50 рублей за доллар.