Скандал на рынке противораковых лекарств: США против Минздрава РФ
Лента новостей
Американская фармкомпания обратилась в ФАС. Она обвиняет российских чиновников в регистрации контрафактного препарата
Американский производитель лекарств пожаловался на российский Минздрав. Как пишет РБК, фармхолдинг Celgene обратился в ФАС с требованием предупредить Минздрав о недопущении появления в России контрафакта. Компания обеспокоена появлением на рынке дженерика, в то время как ее патент еще действует.
Глава американской компании Celgene Виктор Феркович направил на имя руководителя ФАС Игоря Артемьева письмо, в котором указывает на то, что Минздрав нарушает права патентообладателя. В 2009 году в России был зарегистрирован препарат «Ревлимид». Молекула препарата охраняется патентом до 25 июля 2022 года, а правообладателем является Celgene. А в апреле этого года Минздрав зарегистрировал лекарственный препарат «Метибластан», который как и «Ревлимид» действует на основе одного и того же вещества. Правообладатель — компания «Генфа Медика», зарегистрированная в Швейцарии, но ведущая деятельность в России.
В письме американцев указывается, что введение в оборот копий лекарственных препаратов без согласия патентообладателя является прямым нарушением законодательства. В соответствии с ним такие товары признаются контрафактными и подлежат изъятию из оборота и уничтожению.
«Генфа Медика», в свою очередь, тоже написала письмо в ФАС. В нем, в частности, указывается, что участие в госзакупках «Метибластана» позволит получить экономию бюджетных средств в размере как минимум 20%.
Источник РБК, близкий к компании «Генфа», считает, что Celgene злоупотребляет своим доминирующим положением на рынке и за последние годы ни разу не снизил цену на «Ревлимид». Сейчас в Роспатент поданы заявления с просьбой рассмотреть вопрос о недействительности патентов на этот препарат. Лекарство, действительно, очень дорогое, и с 2009 года цена на него не снижалась, говорит директор Института экономики здравоохранения Лариса Попович.
Лариса Попович директор Институт экономики здравоохранения «Celgene не шел все эти годы на снижение цены, категорически отказывался и во всех аукционах, которые разыгрывал Минздрав, являлся монопольным поставщиком и тем самым злоупотреблял своим монопольным правом. Этот препарат входит в перечень жизненно необходимых и важнейших препаратов, это противоопухолевый иммуномодулятор. Миелома, злокачественное плазмоклеточное новообразование — это серьезные онкологические заболевания, входящие в «Семь нозологий». И после трансплантации костного мозга еще. Это серьезный препарат, очень дорогой и необходимый нашим больным».
Вообще-то производитель и не обязан снижать цену. Это его эксклюзивное право. Новые лекарства всегда запредельно дорогие. Особенно если они достаточно эффективны от таких болезней, как рак. Но цена на них определяется не только желанием заработать, но и огромными затратами на разработку. Отечественные же производители ссылаются на практику таких стран, как Индия и Бразилия, где якобы жизненно необходимые препараты производят без оглядки на наличие патента зарубежной компании. Однако это не совсем так, говорит председатель коллегии адвокатов «Ваш юридический поверенный» Константин Трапаидзе.
Константин Трапаидзе председатель коллегии адвокатов «Ваш юридический поверенный» «Ведь цена этого препарата формируется не только из того, во сколько он обходится чисто в производстве, а цена формируется и от того, какие усилия приложили — научные и наукоемкие вещи, которые были вложены в этот препарат, привлечение огромного количества ученых, испытаний и так далее. И желание компаний на этом нажиться, ну если это с точки зрения человеческой морали, может быть, не очень приемлемо, но это закон рынка. Раз уж мы декларируем, что мы хотим жить в стране с рыночной экономикой, мы должны играть по таким правилам. Когда придет свое время, вы можете без согласия правообладателя этот препарат производить. Кстати, страны БРИКС по такому пути и идут. А у нас хотят сделать так, что патент еще не истек, и начнут его производить».
Тендер на закупку лекарственных препаратов от рака должен состояться 9 июня. В феврале отечественные производители обращались к президенту с просьбой о введении механизма принудительного лицензирования, позволяющего производить препараты, которые все еще находятся под патентной защитой. Эту инициативу поддерживали в Федеральной антимонопольной службе. Но правительство идею не одобрило. Теперь, скорее всего, Celgene и «Генфа Медика С.А.» предстоит выяснять свои отношения в суде. И если «Генфа», действительно, скопировала молекулу препарата, то шансов на производство и продажу отечественного «Метибластана» у нее нет. Ну, по крайней мере, не должно быть, с точки зрения права.