Керри предложил России «честную игру» в Сирии
Лента новостей
Госсекретарь США предложил России разграничить зоны ведения военных действий в Сирии. «Вы не заходите туда, а мы не заходим сюда, а все, что посередине, считается честной игрой», — сказал Керри. Пойдет ли на это РФ?
Джон Керри предложил России установить линии разграничения огня в Сирии. Госсекретарь США призвал обозначить две зоны так называемых «правомочных военных действий» против террористов.
По его словам, предварительные договоренности с Москвой уже достигнуты. Главным образом, США беспокоит провинция Алеппо, части которой контролируют одновременно террористы «Ан-Нусры» и оппозиционные отряды.
Как заявил Керри, в этом районе позиции заняла российская тяжелая артиллерия, что может осложнить соблюдение условий женевских договоренностей. Эти и другие заявления госсекретарь США сделал в интервью The New York Times.
Джон Керригоссекретарь США«Нам только предстоит понять, действительно ли Россия искренне привержена перемирию. Мы не собираемся сидеть и наблюдать за их ударами по оппозиции, пока они рассказывают, что перемирие соблюдается. Мы, конечно, не такие глупые. Однако разделить силы оппозиции и террористических группировок оказалось сложнее, чем мы думали ранее. Террористы, осаждающие позиции сирийской армии, испытывают терпение России и режима Асада. Мы даже предложили Москве обозначить линию разграничения — вы не ходите сюда, мы не ходим туда, а все посередине — честная игра. Российская сторона рассматривает предложение, надеемся достичь успеха в течение примерно двух недель. Но мы не собираемся делать России поблажки. Если они в действительности не собираются поддерживать перемирие, сохранить его будет очень проблематично. Администрация, конечно, может дать России попробовать добиться военного решения, однако это усугубит миграционный кризис. В таком случае Россия будет играть роль и поджигателя, и пожарника. Так что готовы ли мы лезть из кожи вон, чтобы сохранить перемирие? Да, мы приложим все возможные усилия».
Источник «РИА Новости» в российском МИДе заявил, что Москва рассмотрит предложения американской стороны. Замглавы внешнеполитического ведомства Михаил Богданов сообщил «Интерфаксу» о том, что идея разграничения в Сирии с участием России и США существует давно, однако все вопросы пока обсуждались просто как идея, а не конкретно.
При этом осуществить предлагаемое территориальное разграничение может быть непросто. Комментирует доцент кафедры политической теории МГИМО, политолог Кирилл Коктыш.
Кирилл Коктышдоцент кафедры политической теории МГИМО МИД России«Понятно, что это может быть на руку одной из сторон. По крайне мере, той оппозиции, которую пытаются покрывать, и которую пытались выращивать США. Понятно, что такое заявление является в изрядной степени вербальной интервенцией, которая должна поддерживать лояльность проамериканских сил. По той простой причине, что Штаты не демонстрируют там на сегодня способность отстаивать их интересы — свои, наверное, Штаты отстаивают, а их интересы оказались задвинуты. Другой вопрос, что такая схема очень напоминает схему раздела Германии на оккупационные зоны. И в этом плане она порождает тревожные метафоры. Я думаю, это будет одной из причин, почему это предложение в таком виде Россией, конечно, принято не будет. В каком-то модифицированном виде, наверное, какие-то решения будут приняты. В той же степени, в какой, например, ежедневная координация между военными так и так ведется».
Кроме того, более глубокая кооперация между Россией и Коалицией угрожает военной секретности, которую очень ценят в российском Генштабе, отмечает политолог и востоковед Каринэ Геворгян.
Каринэ Геворгянполитолог, востоковед«Как это осуществить? Нужно расширить поле взаимодействия информационное. Это не так-то просто. В какой-то степени России, которая там, все-таки, имеет теперь базу, вернее две — морскую и наземную, придется раскрывать некие карты. Вообще, с военной точки зрения, что это означает? Это очень конкретные вещи о конкретной операции, чреватой конкретными угрозами. Каким образом это будет осуществляться, какими подразделениями? Связь, разведка и так далее. То есть, это будет слишком близко, как я понимаю, и достаточно небезопасно».
Тем не менее, ни Россия, ни США не могут позволить себе провал перемирия, что увеличивает вероятность мер по его поддержанию — включая и линию разграничения, комментирует эксперт по международным отношениям Михаил Троицкий.
Михаил Троицкийэксперт по международным отношениям«И России, и США сейчас крайне невыгодно начало новых боевых действий в Сирии. Поскольку Россия заявила об успехе, о победе некоторое время назад и выводе своих войск. В этой ситуации России будет крайне невыгодно со всех точек зрения — и не в последнюю очередь с имиджевой — если выяснится, что никакой победы не было, и что ситуация там возвращается на круги своя. Соглашение это может произойти, проблема в том, что обеим сторонам — России и США — не очевидно, стоит ли публично заявлять о каких-либо соглашениях. Потому что ни Россия, ни США полностью и даже частично не контролируют ситуацию в Сирии. И решение о возобновлении боевых действий может быть принято, скажем, военачальниками армии Асада или какими-то командирами вооруженных формирований оппозиции. И в конце концов им достаточно просто шантажировать великие державы изменением своего подхода».
В воскресенье Барак Обама исключил использование американских войск в Сирии и Ираке. По его словам, наземная операция на Ближнем Востоке была бы ошибкой.
При этом американский президент отметил, что коалиция может отбить у боевиков их неофицильные центры — сирийскую Ракку и Мосул в Ираке.
«Я считаю, что мы можем медленно сжимать территорию, на которой действует «Исламское государство», и взять такие опорные пункты, как Мосул и Ракка», — заявил Обама. Он отметил, что не рассчитывает закончить кампанию в Сирии за ближайшие девять месяцев своего последнего президентского срока.