Шаронов: «Нанотехнологии — переход из бронзового века в железный»
Лента новостей
Управляющий директор группы компаний Тройка Диалог Андрей Шаронов рассказал в интервью радиостанции Business FM о том, чем полезны нанотехнологии, об их развитии как в научной, так и бизнес отраслях
В преддверии открытия Второго международного форума по нанотехнологиям управляющий директор группы компаний «Тройка Диалог» Андрей Шаронов рассказал в интервью радиостанции Business FM о том, чем полезны нанотехнологии, об их развитии как в научной, так и бизнес отраслях.
— Какие задачи в социальной сфере могут быть решены или уже решаются с помощью нанотехнологий?
— Это и медицина, и сельское хозяйство, и конструкционные материалы, и транспорт — перечень этот не ограничен, поскольку у нанотехнологий все же довольно обширная область применения.
— На Ваш взгляд, может ли российская нанопродукция стать конкурентоспособной на мировом рынке?
— Все развитые страны работают в области нанотехнологий, конкуренция достаточно высокая. У нас есть подобная продукция, и она может быть востребована на рынке.
— А непосредственно в производстве какие преимущества отечественным компаниям может дать использование нанотехнологий?
— Точно такие же, какие дал переход из бронзового века в железный. Это повышает эффективность, соотношение между ценой и качеством, а также предлагает возможности, которых не было раньше. Это новая эра во многих материалах и технологиях.
— Повлиял ли кризис на интерес к наукоемким проектам? Если да, то как это на них отразилось?
— Да. С одной стороны, мировой кризис ограничил ресурсную базу для инвестиций в нанотехнологии. Ведь их создание и массовое производство требует заметных и долгосрочных инвестиций — речь идет о развитии как прикладной, так и фундаментальной науки. А с другой стороны, если смотреть глазами инвестора на ситуацию, то стоимость входа во многие стартапы и растущие компании в области нанотехнологий понизилась. И в ситуации, когда традиционные инвестиции стали либо рискованными, либо вообще не интересными в силу кризиса, многие инвесторы обратили внимание на эти возможности. Поэтому появились факторы, с одной стороны, препятствующие инвестициям в эти отрасли, с другой стороны повысилась их привлекательность для инвесторов.
— Какую роль играет государство? Помогут ли его нанотехнологические инициативы найти общий язык между российской наукой и бизнесом?
— Конечно. Ради этого и создавались такие институты развития, как «Роснано», «Российская венчурная компания» — они должны снижать риски, повышать привлекательность, в том числе финансовую, поскольку государство дает дешевые деньги комплементарно к инвесторам. Это должно и создавать финансовую привлекательность, и снижать административные барьеры, то есть повышать интерес инвесторов к приходу в российские нанокомпании. При этом нужно сказать, что специальные меры должны сопровождаться и общим улучшением предпринимательского климата в России, и это касается не только нанотехнологий, а всей среды в общем. Инвесторы, которые идут в высокотехнологичные виды бизнеса, хотят иметь гарантии его сохранности, гарантии вывоза своей выручки, прибыли, защиты от недружественных поглощений, прозрачного и качественного корпоративного управления.
— Почему российские нанотехнологии нуждаются в государственной поддержке?
— Многие инвестиции, особенно на ранних стадиях, являются высоко рискованными, потому что это сопряжено с наукой, а не с гарантией, что данный эксперимент завершится успешным бизнес-проектом, который поддается тиражированию в массовом масштабе. В этой связи все государства в мире поддерживают нанотехнологии, распределяя свои силы таким образом, что государство поддерживает фундаментальную науку, ранние поисковые стадии, уже вместе с бизнес-ангелами. А бизнес выходит на венчурной стадии, и на более поздних стадиях, когда уже есть продукт и пошли продажи, когда речь идет об экспансии, масштабировании, наращивании продаж — на этой стадии государство фактически не нужно, потому что риски неуспеха существенно ниже.
— Какие возможности открывает перед Россией развитие нанотехнологий?
— Оно создает новые товары и услуги на более конкурентоспособном современном уровне, что позволит тем российским компаниям, которые смогут их предложить, выйти на лидирующие позиции в своих секторах и подсекторах в мире.