Почему мы не празднуем отмену крепостного права. Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
28 марта — день отмены крепостничества в Тибете. А почему такого праздника нет у нас? День отмены крепостного права в России никто и никогда не предлагал всерьез сделать национальным праздником
Мы не рабы. Почему это не повод для праздника? Строго говоря, тибетский праздник родился из подавления в 1959 году китайскими коммунистическими властями восстания в Тибете. По сути, они оккупировали его. Далай-лама бежал и с тех пор обретается в изгнании. А в странах западной демократии получили развитие и в чем-то даже гламурную популярность общественные организации, выступающие под лозунгом «Свободу Тибету!».
Многие звезды Голливуда отметились поддержкой столь благородного дела. Как это часто бывает в политике, люди видят в одном и том же событии подчас совершенно разное — в зависимости от собственных политических пристрастий. Так, выступающие за «свободу Тибета» вряд ли знают, что в самом Тибете, находящемся под управлением КНР, в 2009 году был учрежден праздник в честь событий 1959 года. И называется он «День освобождения тибетцев от крепостного рабства». Потому что именно тогда, благодаря вторжению китайских войск, и состоялось освобождение от крепостничества сотен тысяч людей.
Крепостные крестьяне составляли 90% населения тогдашнего Тибета. Хотя находятся историки, которые утверждают, что это тибетское крепостное право вовсе не походило на настоящее рабство, каковым в свое время позорно отметились многие страны ныне развитой демократии, включая США, Великобританию, да практически все колониальные державы. Мол, никакого классового антагонизма между эксплуатируемыми и эксплуататорами вовсе на Тибете и не было. А все было очень пасторально и патриархально.
Примерно так сейчас у нас некоторые, в том числе, известные деятели, романтизируют крепостное право в Российской империи. Подавая его как нечто патриархальное, семейное и почти трогательное. И считая его отмену чуть ли не очередной геополитической катастрофой, правда, национального масштаба.
Кстати, день отмены крепостного права в России никто и никогда не предлагал всерьез сделать национальным праздником. С большевиками, в общем, тут все понятно: они, во-первых, всегда — и справедливо — критиковали крестьянскую реформу за непоследовательность и нерешенность земельного вопроса. Что, собственно, и привело к трем русским революциям. Ну, и, во-вторых, праздновать отмену крепостничества на фоне сталинских колхозов было как-то двусмысленно. После падения советской власти пришедшие к власти демократы тоже не сочли нужным отмечать день освобождения крестьян, которое в 1861 году коснулось 34% населения империи. Хотя появился памятник Александру Второму — освободителю.
Постсоветские праздники во многом легли на старую советскую традицию — 1 мая, 9 мая, 8 марта, близкая к 7 ноября дата 4 ноября и т.д. А вот совсем заново учрежденные праздники так до конца пока и не укоренились в массовом сознании.
Дни освобождения от рабства празднуют некоторые страны, сами пострадавшие от него. Скажем, в Бразилии к дате издания соответствующего закона приурочен карнавал Претос Велхос 13 мая. На Виргинских островах День эмансипации празднуют 3 июля. На Маврикии День отмены рабства — это 1 февраля. В Таиланде 23 октября отмечают день кончины короля-реформатора Рамы Пятого. Именно он отменил рабство в стране. В США официальным праздником считается день рождения президента Авраама Линкольна, освободившего рабов. Это в апреле. Но есть еще и Национальный день свободы 1 февраля. Собственно, когда и была подписана соответствующая резолюция президента и внесена 13-я поправка к Конституции. Этот день не является выходным.
Ценность личных свобод в глазах обывателя — в силу исторических и культурных традиций — у нас по-прежнему невелика. И нашей стране не помешал бы какой-нибудь праздник, подчеркивающий значимость прав и свобод человека. Не вообще всего народа и всей страны, а каждой отдельной личности. Для того чтобы хотя бы раз в год напоминать самим себе, что «мы не рабы, рабы — не мы». А слово «человек», как учил нас великий пролетарский писатель Максим Горький, звучит гордо. А то ведь многие подчас забывают.