«Мечел»: все шахты закроем, а свои оставим
Лента новостей
Глава горнодобывающей компании предложил закрыть все опасные шахты после аварии в Воркуте, пишут СМИ. Игорь Зюзин также якобы заявил, что его предприятие сможет обеспечить потребности металлургов. Но возьмет ли оно на работу шахтеров, которые могут потерять все?
Как быть с горняками, если в России начнут массово закрывать угольные шахты? Эксперты осмысливают предложение Игоря Зюзина. Ранее СМИ сообщили, что бизнесмен предложил закрыть опасные шахты. Речь может идти о десятках предприятий. Что же касается потребностей металлургов в угле, то Зюзин якобы предложил топливо со своего месторождения. Социальный вопрос, судя по публикациям, бизнесмен не поднимал. Почему Зюзин мог выступить с таким предложением, и как на это могли отреагировать чиновники и промышленники?
Действительно ли Игорь Зюзин предложил закрыть угольные шахты, доподлинно неизвестно. По данным «Ведомостей», бизнесмен вместе с другими собственниками угольных предприятий участвовал в правительственном совещании. Посвящено оно было безопасности в шахтах, и якобы Зюзин предложил переходить на безопасную открытую добычу угля и закрывать шахты. Радикально решить проблему аварий, которая снова остро встала после трагедии в Воркуте. Инициатива владельца «Мечела», по данным журналистов, понимания не нашла. Ни у чиновников, ни у других бизнесменов. Неудивительно, говорит эксперт в области металлургии и горной добычи Николай Сосновский.
Николай Сосновскийэксперт в области металлургии и горной добычи«Металлургический процесс заточен под разные угли, и коксующиеся угли определенных марок, они находятся на глубине, и не все доступны для открытой добычи. Есть экономический аспект. Все-таки создание крупных горных производств — это достаточно затратный процесс и капиталоемкий, и поэтому просто все закрыть и построить новое — это огромные деньги, которые, если мы все это положим на экономическую канву, при текущих ценах никогда не окупятся».
Закрытым способом уголь добывают во всем мире. В России действуют 70 угольных шахт. Больше половины сверхопасные. 12 — критически опасны, пишут СМИ со ссылкой на презентацию Минэнерго. Игорю Зюзину принадлежит Эльгинское месторождение в Якутии, где уголь добывают открытым способом. И как якобы считает бизнесмен, поставки топлива с его предприятия заменят угли с ликвидированных шахт. В переводе на простой русский можно сказать и так: «Давайте закроем предприятия, а уголь кому надо продам я. Но закроем, конечно, не ради моей выгоды, а ради безопасности». Один вопрос: как быть с горняками, интересуется председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Иван Мохначук.
Иван Мохначукпредседатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности«Что делать с этими предприятиями и людьми, поскольку предприятия, как правило, это градообразующие, либо монообразующие предприятия в городах. По этим 12 шахтам — это порядка 12 тысяч человек. Если посчитать семьи, это порядка 40 тысяч. Если взять смежные предприятия, еще плюс 20 тысяч. Предприятия являются налогооблагаемыми предприятиями для формирования местных региональных бюджетов, в том числе и подоходного налога с заработной платы. И что дальше делать с этими людьми, и как им быть?»
Нелишне будет вспомнить, что «Мечел» Игоря Зюзина из-за гигантских долгов по кредитам оказался в предбанкротном состоянии. Однако власти, судя по всему, идут навстречу предпринимателю, ему удается договариваться с госбанками. Возможно, от потери активов бизнесмена как раз и спасло, что на его предприятиях работают десятки тысяч человек. Банкротство чревато социальной напряженностью. Готов ли Игорь Зюзин решать проблемы оставшихся без работы горняков с чужих предприятий, неизвестно. СМИ об этом не пишут. Есть данные о реакции на предложение бизнесмена. Якобы участники совещания сначала даже подумали, что Зюзин шутит. А вот, что ему ответили, когда поняли, что это не шутка, остается только гадать.