Кандидаты в премьеры Украины, или снова здравствуй, Кролик. Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
Кого только не успели сосватать в преемники Яценюку. И бывшего главу МИД Швеции Карла Бильдта, и польского реформатора Лешека Бальцеровича, и даже губернатора Одессы Михаила Саакашвили
В последние дни полоскали три фамилии. Министра финансов, гражданки Украины и США Натальи Яресько, спикера Рады Владимира Гройсмана и мэра Львова, лидера партии «Самопомощь» Андрея Садового. Бывший посол США на Украине Стивен Пайфер уже было запустил слух в Twitter насчет Яресько как о решенном вопросе. Она — грамотный финансист, бывший сотрудник госдепа США с опытом работы на «подведомственной» территории с начала 90-х, и могла бы стать не самым плохим премьером во главе «кабинета технократов». Правда, при этом олицетворяя собой уже открытое кураторство украинской политики извне. Зато наверняка избавилась бы от целого ряда внутренних посредников-лоббистов из числа бесконечно интригующих украинских политиканов. Тем паче что ни с кем из влиятельных украинских олигархов в связях она не замечена.
Под Яресько мог бы возобновить кредитование МВФ, от этого во многом зависит финансовая устойчивость Украины. Однако Яресько слишком независима, в том числе, от Порошенко. Она выставила ему ряд условий по поводу невмешательства в работу кабинета. Которые тот вряд ли смог переварить. Гройсман, напротив, считается его человеком. Но таких явных усилений одной группировки на Украине не любят. Должен царить вечный майданный хаос, в котором можно ловить, как в мутной воде, свою условную рыбку по имени «гешефт».
Садовый, будучи политиком прагматичным, также отказался от чести быть премьером, поняв, что его время ловить еще не настало, а в роли политического камикадзе может продолжить служить персонаж, прозванный на Украине «Кроликом». То есть, Яценюк. Тот, кстати, изначально никуда уходить и не собирался и все время выдвигал условия своей «добровольной» отставки. Пусть, мол, мне представят преемника, программу действий, а я подумаю. Терять Яценюку нечего, его рейтинг — считанные проценты. Кстати, его кабинету и при наличии в Раде как бы правящей коалиции удалось провести лишь треть предложенных законопроектов.
Все это не сулит Украине выработки эффективного курса реформ. И не гарантирует прохождения через Раду тех реформ, от которых зависит кредитование от МВФ. Молодая украинская демократия продолжит утомлять и разочаровывать этим Европу. В том числе неспособностью побороть коррупцию, которая ничуть не меньше, чем при Януковиче. Впрочем, нам от этого перепадет мало дивидендов. Даже если кризис будет развиваться, толкая Украину к досрочным парламентским выборам. Которые не нужны Порошенко. Оттого и не форсирует он отставку Яценюка. На таких выборах могут загореться такие звезды антироссийского радикализма, на фоне которых наш давний «заклятый друг» Саакашвили покажется сущим ангелом с крыльями.
В этой ситуации остается все меньше шансов на выполнение Минских договоренностей по Донбассу. Киев не в состоянии выполнить целый ряд пунктов, которые зависят именно от него. Прежде всего, провести конституционную реформу с целью закрепления особой формы управления на юго-востоке. Подавляющее большинство украинского правящего класса считают, что Минские соглашения и не надо выполнять. На Западе такой саботаж становится очевидным для многих. Однако резко обвинять Киев в недоговороспособности там не решаются, так как это, мол, будет «лить воду на мельницу Путина». Невозможно пока также выработать и какие-либо компромиссные формы корректировки Минских договоренностей. Слишком велика вероятность, что они будут тотчас сорваны. В Киеве никто ничего гарантировать не может. Однако летом, когда истечет срок действия санкций ЕС против России, Запад все равно не будет готов к тому, чтобы признать вину именно Киева в срыве Минских соглашений. Большая часть вины все равно опять будет возложена на Москву. И санкции против нее будут, скорее всего, продлены.