16+
Среда, 27 ноября 2024
  • BRENT $ 72.94 / ₽ 7663
  • RTS726.78
11 марта 2016, 20:04 Право

«Болотное дело» дошло до партии ПАРНАС, или «шпионская ручка» Натальи Пелевиной

Лента новостей

Член федерального политсовета партии стала фигуранткой уголовного дела. Причина — найденная у нее ручка с записывающим устройством

Координатор «ПАРНАСа» Наталья Пелевина.
Координатор «ПАРНАСа» Наталья Пелевина. Фото: Антон Новодережкин/ТАСС

В отношении члена федерального политсовета партии ПАРНАС Натальи Пелевиной возбуждено уголовное дело в рамках расследования беспорядков на Болотной площади 6 мая. Ее подозревают в незаконном обороте специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

На сайте СК говорится, что в ходе обыска у Пелевиной была изъята ручка, которая является портативным цифровым видеорегистратором. При помощи данного устройства, сообщили следователи, «она фиксировала не только сотрудников правоохранительных органов для их последующей дискредитации, но и лиц из оппозиционной среды, для использования этих записей в своих целях.

Кроме этого, следствие установило, что Пелевина получила более 35 тысяч долларов от американской организации «Национальный фонд в поддержку демократии» на финансирование так называемого «Комитета 6 мая», который добивается освобождения участников митинга на Болотной. Адвокат Пелевиной Сергей Бадамшин поделился подробностями в интервью Business FM. С ним беседовали Инара Халмеева и Мария Локотецкая.

Сергей Бадамшин: Как раз хотел напомнить официальному представителю СК Владимиру Маркину, что это был второй обыск и очередной повторный допрос в качестве подозреваемого. Подозревают ее в организации массовых беспорядков и незаконного оборота технических средств для негласного получения информации. Была допрошена, после этого ее отпустили домой восвояси с обязательной явкой на назначенное число.
Что-то изъяли при обысках?
Сергей Бадамшин: Да, изъяли ряд предметов, но не те предметы, которые Маркин упомянул в сегодняшнем своем сообщении для средств массовой информации. Он перепутал даты.
Как объясняют, на чем основываются подозрения?
Сергей Бадамшин: Подозрения — это, соответственно, как я уже могу ссылаться на слова своей доверительницы и представителя Следственного комитета, записывающее устройство, которое было в ручке. Его нашли среди предметов, вещей во время обыска у Пелевиной.
Просто появилась информация, согласно которой в ходе следственных действий у Пелевиной изъяты документы о финансировании американским фондом «Национальный фонд в поддержку демократии». Вот каким-то образом она связана с этим фондом?
Сергей Бадамшин: Я бы рекомендовал следствию обратиться в этот фонд и сделать соответствующий официальный запрос. Они до сих пор этого не сделали.
Ручку у Пелевиной изъяли во время обыска в апреле 2015 года, а когда было возбуждено само уголовное дело, вчера?
Сергей Бадамшин: Нет, днем ранее, 9 марта. Причем мы узнали об этом только вчера, но телекомпания НТВ узнала раньше нас. Они подошли ко мне с вопросом на обыске, возбуждено ли уголовное дело. Я удивился, а потом уже понял, что им «слили» эту информацию. Ручка у следователей лежала год. С момента изъятия до момента возбуждения дела прошел почти год.
А с чем вы связываете решение СК возбудить дело спустя год?
Сергей Бадамшин: С наступлением весны. Каждую весну у Пелевиной проводится обыск. У оппозиционера Мохнаткина каждый Новый год проводили. У каждого есть свои традиции.
После обыска был ли вчера допрос? Ваша подзащитная что-то пояснила, откуда эта ручка у нее взялась?
Сергей Бадамшин: Был. Нет, она ничего не говорила. Она воспользовалась правом не давать объяснения и показания, которое дает ей пункт 2 статьи 4 статьи 46 УПК в соответствии с ее статусом подозреваемого.
Она решила не отвечать на вопросы до конца следствия?
Сергей Бадамшин: Это ее право. Так она решила на вчерашний день, завтра у нее может все поменяться. Я не могу ничего сказать про эту ручку, пока она сама не даст объяснения, официально не выскажется.
Возможно, ей ее подбросили?
Сергей Бадамшин: Хорошая позиция. Может быть, не исключаю.
15 марта вашу подзащитную вызывают в Следственный комитет. Следователи не предупредили, это будет просто допрос или ей планируют предъявить обвинение? Вариант с предъявлением обвинения может быть?
Сергей Бадамшин: Нет, о предъявлении обвинения нас не предупреждали. Но это может быть в любой момент.
Статья 138.1 УК РФ «незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации», которую вменяют Пелевиной, предусматривает лишение свободы?
Сергей Бадамшин: Она предусматривает лишение свободы до 4 лет. По ней не часто арестовывают. Но есть и приговоры с лишением свободы.
То есть, скорее всего, Пелевину не арестуют?
Сергей Бадамшин: Если с обвинением вместе пойдет еще часть 1-я статьи 212 УК «Организация массовых беспорядков», то все возможно.
То есть вы не исключаете, что следствие будет ходатайствовать о ее аресте?
Сергей Бадамшин: Все может быть.
Но для предъявления обвинения в организации массовых беспорядков нужно побольше доказательств?
Сергей Бадамшин: Для любого обвинения нужны доказательства — место, время на совершение преступления, все остальное. То, что мне сейчас известно по этому делу, близко даже к какому-либо составу не подходит и даже не напоминает, что куда-то движется это дело.
Вы рассматриваете заявление СК как некое предупреждение оппозиции?
Сергей Бадамшин: Нет, как определенный пиар со стороны СК, с которым прекрасно справляется Владимир Маркин.

А вот что рассказала в интервью Business FM сама Наталья Пелевина: «Сейчас возбуждено против меня новое уголовное дело по 138-й статье — это оборот технических средств, направленных на сокрытый сбор, запись информации. Это связано с одним предметом, изъятым у меня еще год назад во время предыдущего обыска, это ручка, у которой в частности одно из свойств — это видеозапись. Такая ручка китайская, которая продается в любом магазине в мире за 60 долларов. По поводу этого предмета, найденного год назад, они сейчас возбудили уголовное дело. Совершили обыск вчера и вызвали на допрос, где собственно задавали мне вопросы по этой самой ручке, на которой мы сейчас, используя 51-ю статью, и не освещали ничего. Такое вот абсурдное обвинение, которое, видимо, мне будет предъявлено уже во вторник по этому делу».

По поводу того, что в ходе следственных действий у Пелевиной были якобы изъяты документы о финансировании американским фондом — Национальным фондом в поддержку демократии — она отметила: «Я даже ничего сказать не могу, потому что какие-то бумаги у меня изымали еще год назад. Не могу сказать ничего по поводу того, что они сейчас вдруг решили найти и что они еще пытаются по этому поводу или будут пытаться мне вменять. Год никакой не было информации по этому поводу вообще».

Как считает управляющий партнер юридической компании «Ри консалтинг» Роман Воронин, такая ручка, действительно, с точки зрения закона считается что называется «шпионской».

«Из той информации, которая представлена в СМИ — с материалами дела я не ознакомлен — мне кажется, что действия правоохранительных органов совершенно обоснованы. Поскольку устройства, которые позволяют записывать аудио- и видеоинформацию негласно, то есть, когда лица, в отношении которых ведется данная запись, не понимают этого, не видят и не замечают — это специальная техника. Ее оборот, действительно, запрещен. И ответственность за нарушение этих правил предусмотрена УК. И то, что у нее обнаружили это устройство для негласной записи, это, скажем так, совершенно обоснованный повод для привлечения к уголовной ответственности. Ее ссылки на то, что ее можно купить в каждом супермаркете, ну, не совсем соответствуют действительности, поскольку грань между устройством, которое очевидно видно в использовании или которое умышленно закамуфлировано в своем использовании, она достаточно расплывчатая. И те устройства, которые есть в супермаркетах, так на самом деле, можно и любой диктофон положить в карман и сказать, что это устройство для негласного съема информации. А это не так. А устройства, специально камуфлирующиеся, не подающие никаких световых и звуковых сигналов при записи, они не продаются в супермаркетах. Да, скажем так, их, конечно, на черном рынке можно достать и, действительно, предложений в Интернете тоже много, но это, знаете, как говорится, недостаток в работе тех, кто это должен выявлять и не более того, но совершенно не снимает никакой ответственности с тех, кто подобные устройства использует», — сказал Воронин.

17 марта активистка ПАРНАСа должна явиться на допрос. В ПАРНАСе связывают уголовное дело в отношении Пелевиной с ее политической деятельностью. На сайте партии говорится также, что шариковая ручка с встроенным видеоустройством бытового назначения свободно продаётся в любом зарубежном супермаркете.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию