Алишеру Усманову могут поднять налоги
Лента новостей
Бизнесмен может стать налоговым нерезидентом. Такие лица платят российские налоги по более высокой ставке, чем резиденты, — 30% против 13%. Однако взамен получают другие преимущества
Алишер Усманов может лишиться статуса налогового резидента России, поскольку, как пишут СМИ, бизнесмен провел большую часть прошлого года за границей. По закону, налогообложение доходов физлиц не зависит от их гражданства: резидентами в календарном году признаются те, кто в течение этого года находились в России не менее 183 дней. В USM Holdings, головной структуре для активов Усманова, подтвердили журналистам, что бизнесмен действительно провел «значительный период времени» в 2015-м за рубежом — в Швейцарии, Монако, Германии, Италии и других странах. Это связано со спортивной деятельностью Усманова, в которую он сейчас активно вовлечен — бизнесмен является президентом Международной федерации фехтования, членом комиссии Международного олимпийского комитета по развитию олимпийского телеканала. Нерезиденты платят российские налоги по более высокой ставке, чем резиденты, — 30% против 13%, зато получают другое преимущество: они не попадают под закон о деофшоризации.
Александр Захаровпартнер Paragon Advice Group«Если ранее он уплачивал по 13%, теперь по 30%. Но как только утрачивается статус налогового резидента России, прекращаются обязанности такого лица по декларированию и уплате налогов из доходов от источников за рубежом. То есть полностью лицо исключается из-под новой программы деофшоризации. Оно перестает быть обязанным уведомлять налоговые органы о своих иностранных компаниях, контролируемых, и тем самым получают возможность не уплачивать налоги от иностранных источников. Если он переезжает в Великобританию и становится там налогоплательщиком, естественно он налоги платит там. Если он переезжает в такие безналоговые страны, как Монако или Дубай, где вообще отсутствует подоходное налогообложение, тогда он освобождает все свои зарубежные доходы от иностранных источников, от любых вообще налогов. Здесь нужно принимать во внимание, что Алишер Бурханович уже совершил достаточное количество действий, связанных с деофшоризацией своего бизнеса. Многие структуры были переведены под управление российскими юридическими лицами, и если говорить о том, какие цели преследует данное лицо, можно исходить из того, что это могло произойти случайно, независимо от бизнеса, либо по необходимости проведения каких-то иностранных сделок, которые, возможно, лицо хочет вывести из-под действия норм деофшоризации и новых налоговых правил».
В декабре 2014 года USM перевело свои ключевые активы в российские холдинговые компании — контрольные пакеты «МегаФона» и «Металлоинвеста» из кипрского офшора перешли во владение российских «АФ Телеком Холдинг» и «ЮэСэМ Металлоинвест». Также материнская компания Mail.Ru Group, в которой Усманову принадлежит 15%, стала российским юрлицом.
Сотрудник USM заверил СМИ, что возможное налоговое нерезидентство никак не скажется на бизнесе USM: Усманов уже не занимается операционной деятельностью принадлежащих ему компаний. «За последние несколько лет Усманов заплатил около 350 млн долларов в виде налогов в России как физлицо», — добавил представитель бизнесмена, а компании, входящие в USM, только за прошлый год — около 100 млрд рублей, или более 1,5 млрд долларов.
Налоговых резидентов как минимум за последние пару лет среди богатых людей действительно стало меньше, говорит директор московского офиса компании Tax Consulting UK Эдуард Савуляк.
Эдуард Савулякдиректор московского офиса компании Tax Consulting UK«Шквал налоговой нерезидентности пошел после даже не появления, а только упоминания о том, что появится закон о контролируемых иностранных компаниях. То есть закон на налоговых нерезидентов России не распространяется. А так как иностранных компаний у нас много в первую очередь среди богатых людей, причем этих компаний у них много не для целей уклонения от уплаты налогов, а именно с точки зрения исторической, в силу разных факторов, у них построены уже их бизнес-империи. Поэтому чем эти бизнес-империи перестраивать, многие, посоветовавшись с многочисленными консультантами, убедились, что проще сместиться из России куда-то за границу. Тем более, что подавляющее большинство богатых людей у нас все-таки и раньше перемещались, именно с точки зрения работы. В целом, если у нас какой-то олигарх станет нерезидентом, это совсем не значит, что он перестал в России работать и платить налоги. Поэтому все их бизнесы в России остались, они по-прежнему налоги платят. Где живет их фактический собственник, на бизнесе и на налогах никак не сказывается. Практически все те дополнительные вливания, которые производятся у этого олигарха за границей, сейчас проходят мимо нашей кассы. Первые итоги якобы деофшоризации можно будет подвести только после апреля 2017 года, когда, наконец-то, будут налоги кем-то уплачены. Но предположу, что уплачиваемость налогов все-таки в целом будет меньше, чем потерянных налогов на том, что богатые люди из России предпочитают уезжать».
По данным журнала Forbes на апрель прошлого года, 17 миллиардеров из российского списка не являлись налоговыми резидентами России, в их числе — член совета директоров «Новатэка» Геннадий Тимченко, сооснователь «ВКонтакте» Вячеслав Мирилашвили и экс-акционер «Уралкалия» и «Сильвинита» Дмитрий Рыболовлев. Как писало издание, в связи с антиофшорным законом налоговыми нерезидентами стали, в частности, акционеры «Альфа-Групп» Михаил Фридман и Алексей Кузьмичев, сама «Альфа-Групп» это отрицала. Некоторые переоформили иностранные компании на родственников-нерезидентов. Так, управляющий акционер Rambler & Co Александр Мамут оформил свои иностранные активы через траст на несовершеннолетних детей, а Аркадий Ротенберг продал активы своему сыну Игорю.