«Правое дело» выбирает новое руководство
Лента новостей
Партию должен возглавить бизнес-омбудсмен Борис Титов. Уполномоченный по правам предпринимателей намерен создать партию бизнесменов. И побороться на выборах в Думу. Насколько самостоятелен этот проект Бориса Титова? И для чего ему партия?
Борис Титов собирает партию предпринимателей. На старом месте, в «Правом деле», откуда он ушел пять лет назад. Приглашения в партию получили бывший вице-президент и действующий президент Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс и Александр Шохин. В РСПП насчет партии бизнесменов есть сомнения. Проект может не пригодиться. Титов увлекся «партстроительством», недавно сетовал Шохин.
От бизнес-омбудсмена ждут не спасения российской экономики, а помощи в соблюдении прав предпринимателей. РСПП сам представляет интересы бизнеса, а появление еще и профильной партии может породить двойственность. Скорее всего, Шохин ответит отказом. Других бизнес-тяжеловесов у партии пока нет. Есть несколько узнаваемых имен: Оксана Дмитриева и Дмитрий Потапенко, бизнесмен, чье яркое выступление с критикой власти на Московском экономическом форуме разошлось по социальным сетям. Потапенко может достаться роль партийного оратора, может быть, отчасти Дон-Кихота от бизнеса.
Дмитрий Потапенкобизнесмен«У нас людей, которые смогут постенать, поговорить, как плохо, и знают на бумаге, как все правильно, очень много. А еще больше на клавиши давят и ставят «лайки». А коснись до дела, так это процент всегда крайне незначительный, от 1% до 3%. Поэтому я в таких случаях говорю, что, ребят, тут надо как-то определиться. Тогда не надо стенать, если вы ничего не делаете. То есть, я всегда, тыкая в себя пальцем, готов. Пусть мне кто-нибудь предложит другой механизм изменения окружающего мира. Если мне кто-то это предложит, я с большим удовольствием им воспользуюсь, я воспользовался таким».
Электоральные амбиции партии Титова находятся за пределами 5-процентного барьера на предстоящих выборах в Думу. Но нет четкого портрета избирателя. Кто это? Сами предприниматели? Их в стране чуть более 5%. Для уверенного прохождения в парламент этого недостаточно. Спроса на «корпоративные» партии нет. И исторических примеров их успеха — тоже. Тогда зачем Борис Титов возвращается в «Правое дело»? И можно ли говорить о партии бизнесменов, как о его личном проекте? Отвечает политолог Евгений Минченко.
Евгений Минченкопрезидент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг»«Я думаю, что проект Титова, который он, конечно же, согласовал в Кремле, потому что иначе было бы странно, если бы омбудсмен при президенте занимался бы политической самодеятельностью. Другое дело, что у проекта, который рассчитывает на прохождение 5-процентного барьера, должно быть понятное позиционирование, должно быть понятно, почему миллион человек должно за него проголосовать. Пока такого позиционирования я у этого проекта не увидел».
Партия бизнесменов вряд ли поставит себя в жесткую оппозицию власти. В то же время, в ее программе могут появиться некие элементы оппозиционности. На что, в свою очередь, может обратить внимание средний класс. И Титов заберет часть электората «Яблока» или ПАРНАСа, размоет голоса оппозиционных избирателей. Что, в свою очередь, сохранит монополию действующих политических сил. А в период, когда ФСБ докладывает президенту об усилении внешнего влияния на российские выборы, это звучит весьма актуально.
На портале BFM.Ru мы провели опрос по поводу того, какие внутриполитические силы могут представлять угрозу для партии власти на предстоящих выборах в Госдуму. Результаты и комментарий Георгия Бовта — на BFM.Ru.