Страшная расплата, или цена «грузовой войны» с Украиной
Лента новостей
Проблемы с сухопутным коридором, по оценкам экспертов, обойдутся российским автоперевозчикам в 8 млрд рублей Можно ли говорить о начале транспортной блокады, и есть ли альтернативные пути для грузовых перевозок между Россией и Европой?
Россию и Европу связывают три глобальных транспортных коридора: два морских — через Черное море и Балтику, и один сухопутный — через Украину или Польшу. Последний закрыт. Основной экспорт — металл, лес, зерно и химия — уходят на запад через порты в Новороссийске и Санкт-Петербурге, поэтому говорить об экспортной блокаде пока не приходится.
Основные трудности — в автоперевозках. Чтобы попасть в Германию, российским фурам приходится плыть на пароме, что приводит к удорожанию рейса на 25%. Цена в оба конца — 1200 евро, но билетов там нет: после закрытия польской границы перекупщики выкупили места на несколько месяцев вперед.
Есть менее затратная схема — с перевалкой груза в Прибалтике: товар из российской фуры перегружают, например, в польскую, и он едет дальше. То же самое с европейскими товарами — их перекидывают в российские и белорусские машины. Но все это занимает время.
Еще один способ доставки — в объезд Польши через Украину. Раньше это был самый рискованный маршрут, но теперь и он не работает. Хотя еще вплоть до четверга поток транспорта был довольно плотным, говорит гендиректор холдинговой компании «Совтрансавто» Владимир Тян:
Владимир Тянгендиректор холдинговой компании «Совтрансавто»«Риски там, конечно, возросли. На часть Украины не действует страховка, это считается зоной повышенных рисков. Но транспорт через Украину шел совершено спокойно вплоть до четверга, довольно большой поток. По некоторым направлениям нет другого пути, особенно после закрытия Польши для российских машин».
Автоперевозки в товарообороте между Россией и Европой занимают около 8%, при этом от закрытия границ в Польше и на Украине пострадают больше импортеры. Фуры из России, как правило, отправлялись в Западную Европу без груза, а возвращались с бытовой техникой, машинами, станками и продуктами. По морю перевозить подобные товары невозможно — не позволяет инфраструктура российских портов. Там работают в основном с сырьем. Есть железнодорожный транспорт, который европейцы использовали для поставок стройматериалов, но сейчас спрос на него упал.
Российские же производители предпочитали фуры, несмотря на более дешевую железную дорогу. Впрочем, все еще может измениться, если Польша и Украина и дальше будут держать границы на замке. Проблемы с сухопутным коридором, по оценкам экспертов, обойдутся российским автоперевозчикам в 8 млрд рублей.
Минтранс России сообщает, что на данный момент приостановлено движение почти 200 украинских грузовиков в качестве ответной меры. «До настоящего времени продолжает оставаться неурегулированной ситуация с блокировкой движения российских грузовых транспортных средств по территории Украины. В связи с этим органы Ространснадзора продолжают осуществлять контроль в усиленном режиме в отношении украинских грузовых транспортных средств, находящихся на территории Российской Федерации», — заявил Минтранс.