Страховщики объявили войну фальшивкам: ждет ли россиян массовая замена полисов ОСАГО?
Лента новостей
Окончательного решения о массовой замене полисов ОСАГО нет — вопрос необходимо согласовать с Центробанком. Об этом заявили в Российском союзе автостраховщиков (РСА). Ранее там же говорили о уже принятом решении заменить старые бланки ОСАГО на новые. Для чего понадобился страховой обмен, и каким он будет?
Как, когда и каким образом старые полисы ОСАГО будут менять на новые, в РСА пока не знают. Более того, сам этот обмен не одобрен Центробанком, а значит, есть шанс, что ничего не будет, по крайней мере, в том виде, который описали страховщики, а именно: массовая, ограниченная во времени, замена старых бланков на новые. Сейчас известно только одно — зачем РСА затеял всю эту историю. Полис не менял внешний вид 12 лет, его научились качественно подделывать, а в прошлом году, когда базовый тариф вырос на 40%, фальшивки буквально захлестнули рынок. На руках у водителей 4 млн поддельных страховок, настоящих полисов — 40 млн, и чтобы все их обменять, потребуется примерно 3 млн человеко-часов. По масштабу это похоже на «павловскую реформу» 1991 года, говорит автоэксперт Игорь Моржаретто:
Игорь Моржареттопартнер аналитического агентства «Автостат»«Такой одномоментный обмен я помню только один — это «павловская» денежная реформа, где-то в районе 1990 года, когда объявили вечером, что в течение трех дней надо сдать все 50- и 100-рублевые банкноты, их обменяют на новые. Если они занялись этой темой раньше, а они, судя по всему, не сегодня ей занялись, вполне возможно, что все это в высокой степени готовности уже сейчас. Я надеюсь, не возникнет никакого дикого ажиотажа и не будет глупостей, типа «павловской реформы».
Войну фальшивкам страховщики объявили в прошлом году. Обещали отслеживать владельцев подделок с помощью дорожных камер видеофиксации, правда, только в Москве и в виде эксперимента. Закрывали сайты, где торговали «липовой» страховкой, устраивали рейды на дорогах, но все это не дало результата. Почему? Все просто: во-первых, поддельный полис, можно купить буквально под дверью ГАИ: у страхового агента в «Газели», быстро и дешево. Во-вторых, наказание за езду без полиса или с поддельным полисом, если его не предъявлять во время ДТП, всего 800 рублей — не страшно, а в сравнении с ценой страховки, даже выгодно. Ну и, в третьих, российские бланки ОСАГО печатают, как выяснилось, в Молдавии, Китае, на Украине и в Польше, и все это свободно пересекает границу. Одномоментная замена бланков пошатнет нелегальный бизнес, но проблему не решит. И без трудностей не обойдется, считает замглавного редактора портала Авто@mail.ru Юрий Урюков:
Юрий Урюковзаместитель главного редактора портала Авто@mail.ru«Если потребуется одномоментная замена старых полисов на новые, нам стоит ожидать каких-то коллапсов, неприятностей и прочих трудных моментов, как было в ту пору, когда менялись правила ОСАГО, и водители не могли купить полисы страхования. Плюс замена полисов на более защищенные, на мой взгляд, не решит проблему, поскольку сейчас штраф за отсутствие полиса ОСАГО до сих пор останется низким, и с учетом роста тарифов на обязательное страхование многие предпочитают на свой страх и риск ездить без полиса».
В РСА заявили: несмотря на 40-процентный рост базового тарифа, прошлый год в системе ОСАГО страховщики закончили с убытком. В то же время они готовы взять на себя затраты по замене старых страховок на новые, то есть еще больше нарастить убытки. И не понятно — кому выгодно это самопожертвование?