«Рабочий и колхозница»: символ эпохи в современном контексте
Лента новостей
Выставочный центр «Рабочий и колхозница» приглашает посетителей на экспозицию имени себя, которая занимает все пространство музея. Уже через месяц этот проект ужмется до одного зала и будет функционировать как постоянная выставка
А пока «Личное дело» одного из главных символов советской эпохи развернулось на всех четырех этажах центра, где представлены как архивные документы, касающиеся истории создания памятника, так и работы современных художников, не устающих интерпретировать его на свой лад.
По мнению руководителя Отдела развития и спецпроектов Объединения Манеж и главного архитектора выставок Манежа Петра Толпина, эту выставку можно назвать уникальной хотя бы потому, что про скульптуру «Рабочий и колхозница» рассказывается практически внутри нее самой, а точнее в воссозданном на современный манер павильоне Бориса Иофана, который был спроектирован специально для Всемирной выставки в Париже в 1937 году. Конкурс на монумент, который должен был воплотить дух Страны Советов, выиграла Вера Мухина, создавшая, как в те годы единодушно признала французская пресса, «величайшее произведение скульптуры ХХ века».
Кураторы выставки поставили перед собой задачу сделать проект интересным для максимально широкой аудитории. Любители истории и ностальгирующие по ушедшей советской эпохе здесь получают доступ к архивным материалам, рассказывающим о том, как создавалась скульптура, как ее приняли в Париже и что с ней происходило после возвращения в Москву. Интересующиеся современным искусством смогут понаблюдать как оно трактует обстановку и контекст, царившие в СССР и то наследие, которое нам от него досталось.
По словам Петра Толпина, несмотря на то, что «Рабочий и колхозница» — это символ все же больше относящийся к прошлому, современные художники по-прежнему не могут обойти его стороной. Поэтому получившаяся выставка — это некое рассуждение о памятнике, до сих пор вызывающем ассоциативный ряд у каждого, кто с ним знаком.
При этом «Личное дело» — это не только о самой скульптуре, но и о стране, в которой были созданы условия для ее появления, но главное о том, как за это время трансформировалась господствующая в обществе идеология. Этот нюанс хорошо прослеживается в представленных на выставке работах актуальных художников. Взять, к примеру, довольно известную интерпретацию Александра Косолапова, в которой все так же сжимая в руках серп и молот, вместо рабочего и колхозницы, иллюстрирующих идеалы социализма, мы видим головы Микки и Минни, намекающие на ценности капитализма и общества потребления.
Сходная мысль о рухнувшей системе прослеживается и в «Мавзолее» Юрия Аввакумова, сложенном из костяшек домино, которые того и гляди рассыплются под собственной тяжестью.
Несмотря на то, что выставочный центр «Рабочий и колхозница» был построен относительно недавно с учетом новейших технологий, использующихся в подобных пространствах, в нынешней экспозиции упор все же делается не на спецэффекты, а на саму скульптуру. Ставка сделана на визуальный ряд, где архивные кадры и предметы интерьера вписаны в современные декорации.
Впрочем, авторы выставки предоставили посетителям возможность в буквальном смысле собрать свои собственные впечатления об экспозиции. Для этого они получают специальный корешок, к которому как в личном деле могут подшить карточки наиболее впечатливших их экспонатов. В итоге, каждый уходит с маленькой книжечкой, рассказывающей уникальную историю о стране, некогда выбравшей своим символом «Рабочего и колхозницу».
Выставка «Рабочий и колхозница. Личное дело» работает до 28 февраля.