Ключевая ставка: выбора у ЦБ не осталось
Лента новостей
Возможности смягчить денежно-кредитную политику у регулятора нет из-за волатильности на валютном рынке, считают эксперты. Ключевая ставка на уровне 11% держится с июля прошлого года. Смогло бы спасти экономику снижение ставки и дешевые кредиты?
Центробанк оставит ключевую ставку без изменений — таков консенсус-прогноз экономистов, опрошенных Bloomberg. Заседание Банка России запланировали на 29 января. Вряд ли регулятор примет сегодня какое-то неожиданное решение, да и выбора у него особенно и нет. Экономика давно погрузилась в рецессию, ВВП сокращается, как и наши доходы.
Промышленники просят дешевые кредиты, и их сложно в этом упрекнуть. Под ударом оказались все основные отрасли хозяйственного комплекса. Топливная, химическая и металлургия пострадали от падения цен на товарных рынках, их конечный продукт дешевеет. Другими словами, в этих отраслях дефляция. В пищевой и легкой возникла другая проблема — снижение покупательной способности. В итоге промышленность стагнирует. Инвестиционная активность на нуле. Смогли бы эту ситуацию переломить дешевые деньги?
Представим тяжелобольного пациента. Держат его на очень жесткой диете. Практически не кормят. Кто-то может сказать, что на хлебе и воде сил на восстановление у него может просто не хватить. Однако, чтобы приблизить это образное сравнение больного с механизмом рыночной экономики, напомню, что деньги в этом механизме не берутся из воздуха, те деньги, которыми банки кредитуют, формируются за счет сбережений. А сберегать в таких условиях становится не выгодно: в крупнейших банках ставки по депозитам сейчас ниже средней ожидаемой годовой инфляции. Чтобы были деньги для кредитов, надо позаботиться о том, чтобы сбережения сохранились, а не потратились из-за растущей инфляции.
Возвращаясь к образу больного: получается, что он вынужден еще и педали крутить, чтобы еду получить. Более того, он должен крутить с определенной скоростью, чтобы получить порцию с определенным количеством калорий. Если такой пациент хочет расширить свой рацион, то педали ему придется крутить быстрее, так уж этот механизм устроен, и такой порядок снижает риск разрушения всей системы. Ведь если бы рацион больного можно было увеличивать произвольно, то это могло бы привести к ожирению, а его слабое сердце могло бы этого и не вынести. Другими словами, в некоторых случаях лучше сохранить строгую диету, чем нарастить риски и разрушить работу всего механизма.