Улюкаев растерял «розовый оптимизм»: от МЭР веет безысходностью
Лента новостей
Некогда позитивный настрой Минэкономразвития сменился пессимизмом. Финансовые показатели по итогам 11 месяцев смирили ведомство с реальностью: улучшения в экономике не предвидится
Рубль начал последнюю неделю года с очередного антирекорда. Доллар на московской бирже в понедельник превысил отметку в 72 рубля. Нефть марки Brent опустилась ниже 37 за баррель. Не поднял настроение рынку и обзор Минэкономразвития. Ведомство зафиксировало неутешительные экономические итоги 11 месяцев 2015-го.
Падение ВВП — минус 3,8%. Инфляция — уже выше 12%. Промпроизводство падает. Мало что изменилось в тех секторах, где и так было снижение, — автомобилестроение, стройматериалы, легкая промышленность. Но замедлился рост отраслей, которые весь год были локомотивами российской промышленности. Двузначные темпы роста производства санкционных продуктов больше не наблюдаются, констатирует министерство. Впервые за полгода спад в сфере добычи полезных ископаемых. Минэкономразвития проанализировало данные за 11 месяцев года. Могли ли быть экономические итоги хуже?
Наталья Орловаглавный экономист «Альфа Банка»«Я думаю, что нет. Мы говорим о том, что у нас случился негативный сюрприз, поэтому уместный вопрос: могло бы быть лучше? Могло бы быть лучше, но, к сожалению, нас действительно подводит внешняя конъюнктура, цены на нефть, падающие ниже 40 долларов за баррель, стали большим негативным сюрпризом. И нас подводит увеличение инфляционного давления внутри, но это отражение новой политики санкций, ограничения импорта».
В начале декабря министр экономики Алексей Улюкаев напомнил парламенту, что его ведомство называют «розовыми оптимистами», но теперь все согласны, что «розовые оптимисты» были правы. Еще недавно казалось, что рецессия в экономике завершилась. В III квартале был рост, пусть и очень маленький. МЭР прогнозировало, что в следующем году ВВП покажет плюс 0,7%. Как всегда, все карты спутали цены на нефть. Сейчас и эксперты, и чиновники говорят, что пора менять прогнозы на следующий год, в худшую, естественно, сторону.
Евгений Надоршинглавный экономист ПФ «Капитал»«Те обороты, выражения, которые выбирало Минэкономразвития для описания ситуации, не оправдывались. Они очень хотели увидеть стабилизацию или улучшение. Я не могу судить министра экономического развития и остальных представителей, им же выбирать, каким образом они будут позиционировать себя, свое мнение, насколько они ценят то, как к их мнению относятся. Для меня это не было сюрпризом. Вопрос лишь был — когда. Они вынуждены зафиксировать объективное продолжающееся ухудшение реальной ситуации. Вот это сейчас произошло».
Самый, пожалуй, драматичный показатель — это падение розничной торговли. Именно потребительский спрос до кризиса обеспечивал развитие экономики. Банки активно занимали россиянам деньги, а те активно их тратили. В этом году рынок кредитования, по понятным причинам, пережил спад. А граждане решили поберечь свои средства. В итоге осенью ритейл поставил антирекорд с 2000 года. И отдельного внимания заслуживают комментарии Минэкономики по поводу промпроизводства. «Исчерпанный эффект импортозамещения» — это про пищевую промышленность. «Даже девальвация не защитила от спада» — это про легкую промышленность. По личным ощущениям, из некогда оптимистичного ведомства теперь веет безысходностью.