Каждому — свое: столичный рынок стрит-ритейла неоднородно реагирует на кризис
Лента новостей
Некоторые торговые улицы продолжают ежемесячно терять арендаторов, в то время как другие локации держат максимально возможные в нынешних условиях ставки
Под влиянием кризиса и постоянно растущей инфляции, потребительский спрос неуклонно снижается, что негативно влияет на положение дел в сегменте стрит-ритейла. Несмотря на то, что все участники рынка, так или иначе, научились приспосабливаться к новым экономическим условиям, объем пустующих площадей продолжает увеличиваться, и это притом, что собственники готовы предоставлять рекордный дисконт.
Эксперты четко очерчивают границы центральных торговых коридоров столицы. В первую очередь это Бульварное и Садовое кольца, а также 14 пешеходных улиц и 21 улица с автомобильным движением. На сегодняшний день, по данным компании Colliers International, суммарный объем предложения на этих улицах равен 500 тысячам кв. метров, 12,2% из которых на конец третьего квартала 2015 года оказались пустующими. При этом вакантность здесь распределяется неоднородно. Антирекорд принадлежит Остоженке с ее 27%. Тревожная ситуация наблюдается на Садовом кольце, где зафиксирован наибольший рост доли свободных площадей с 13,7% во втором квартале до 15% — в третьем. Зато на Сретенке о кризисе как будто и не слышали: здесь без арендаторов остались только 5% торговых помещений.
Что касается арендных ставок, то и тут все также зависит от географической составляющей. К примеру, по информации компании JLL, самое дорогое предложение расположено в Столешниковом переулке, где просят 300 тысяч рублей за кв. метр в год, на втором месте улица Кузнецкий мост с 250 тысячами рублей за кв. метр в год, на третьем месте — Петровка, где ценник достигает 200 тысяч рублей в год. А вот Тверская вдвое уступает Столешниковому переулку и даже пропускает перед собой Никольскую улицу. Самое бюджетное предложение при этом стоит искать на Новослободской улице со ставкой 60 тысяч рублей за кв. метр в год.
Впрочем, арендаторы теперь знают, что эти цены вовсе не окончательные: собственники готовы идти на 5-ти, а то и 20-процентный дисконт. Иногда скидки доходят и до 40%. Но тут все строго индивидуально: на некоторых улицах арендодатели по-прежнему могут себе позволить придерживаться принципа о неуместности торга.
В любом случае, участникам рынка стали более или менее ясны правила игры с учетом новых экономических реалий, что немного стабилизировало обстановку.
Юлия Назароваруководитель направления стрит-ритейла компании JLL в Москве«Третий квартал показал значительно более высокую активность со стороны арендаторов и покупателей недвижимости по сравнению с началом года. В настоящее время мы видим значительно больше дополнительных возможностей, открывшихся для всех участников рынка. У арендаторов сформировалось лучшее понимание условий работы в текущей рыночной ситуации и появилась возможность арендовать помещения по скорректированным ставкам в лучших локациях. Собственники помещений стали увереннее себя чувствовать вследствие стабилизации ситуации в отношении арендных ставок – в настоящий момент никаких колебаний не происходит. У продавцов недвижимости появляются возможности решения финансовых вопросов посредством продажи непрофильных активов, а покупателям поступают интересные предложения по покупке».
По мнению экспертов, до конца года ситуация на рынке вряд ли успеет существенно измениться: пока предложение превышает спрос, арендные ставки могут продолжить корректироваться в сторону снижения, а вакантность – расти. Хотя уже сейчас понятно, что некоторые локации будут по-прежнему востребованы, в то время как другие, наоборот, начнут еще быстрее терять арендаторов.