«Можно на пикет выйти с плакатом, а можно с канистрой»
Лента новостей
Таганский суд Москвы сегодня заключил под стражу художника Петра Павленского, устроившего поджог здания ФСБ в ночь на 9 ноября. За очередную акцию ему грозит до 3 лет лишения свободы. Несмотря на то, что художника подозревают в «вандализме», он потребовал, чтобы ему инкриминировали более серьезную статью УК — «терроризм»
С ходатайством о заключении художника под стражу в суд обратился отдел дознания УВД по Центральному административному округу столицы. Накануне там в отношении Павленского возбудили дело о вандализме, совершенном по мотивам идеологической ненависти (ч. 2 ст. 214 УК РФ).
Заседание, назначенное на три часа дня, началось после 18:00. Поддержать Павленского пришло множество гражданских активистов, в частности, участница скандальной панк-группы Pussy Riot Надежда Толоконникова, представшая перед публикой в облике жгучей брюнетки с короткой стрижкой и агрессивным макияжем. Доставленный спецназом в суд 31-летний подозреваемый выглядел изможденным. Впрочем, сам Павленский уверял, что чувствует себя «отлично», так как успел выспаться в ИВС на Петровке, где «очень уютно». Он охотно объяснял смысл перформанса, который устроил в ночь на понедельник.
«Горящая дверь Лубянки»
Согласно материалам дела, «9 ноября в 1 час 5 минут по адресу: Мясницкая дом 1, Павленский, действуя по мотивам идеологической ненависти, имея умысел на совершение вандализма, облил бензином входную дверь подъезда №1 здания ФСБ России и поджег ее, в результате чего произошло возгорание, повлекшее порчу имущества». Ущерб от его действий оценили в 55 тысяч рублей. Стоит отметить, что Павленский успел попозировать на фоне полыхающего входа более 30 секунд, прежде чем его задержали. Свою акцию он назвал «Угроза. Горящая дверь Лубянки».
В суде Павленский рассказал, что поджог двери ФСБ следует расценивать, как «перчатку, брошенную в лицо террористической угрозе». «Государство же призывает бороться с террористами, вот я и борюсь таким образом, — заявил он. — Считайте это формой одиночного пикета. Можно на пикет выйти с плакатом, а можно с канистрой». К «террористам» он приравнял сотрудников спецслужбы, которые, на его взгляд, сажают невиновных людей. К таковым он отнес активистов «Автономной боевой террористической организации» (АБТО) и украинского режиссера Олега Сенцова. Их осудили за поджоги, квалифицировав содеянное, как терроризм. Дела в отношении них расследовала ФСБ. «По логике правоохранительной системы, меня должны подозревать не в вандализме, а в терроризме», — сказал Павленский.
Судье он заявил, что требует переквалификации своих действий, и «пока это требование не будет признанно, он отказывается исполнять судебные ритуалы» и объявляет «регламент молчания».
После этого взял слово дознаватель Константин Соколов. Он заявил, что Павленский нарушил взятую с него подписку о невыезде по другому делу. Оно также возбуждено по статье «вандализм» и в настоящее время слушается у мирового судьи судебного участка №199 в Санкт-Петербурге. Там Павленского судят за акцию «Свобода», которую он вместе с единомышленниками устроил на Конюшенном мосту в Санкт-Петербурге. 23 февраля 2014 года они соорудили баррикаду из покрышек и подожгли ее.
«Павленский нарушил подписку о невыезде, покинул пределы Санкт-Петербурга и совершил новое преступление в Москве», — сказал представитель следствия.
Прокурор просьбу об аресте поддержала.
Творческая личность
В свою очередь, защищающая задержанного адвокат Ольга Чавдар возражала против ареста. Она убеждала суд, что действия ее клиента нельзя приравнивать к действиям обычных уголовников, ведь они носили глубоко художественный смысл.
По словам юриста, Павленский довольно давно занимается политическим акционизмом и даже прочла краткую лекцию суду об этом направлении искусства. Она отмечала, что Павленский сотрудничает с Музеем политической истории России, учился в Художественно-промышленной академии и имеет награды за свою деятельность, в частности, за акцию «Туша».
«Художник не может и не должен содержаться под стражей за акцию, за художественный умысел. Он не должен содержаться под стражей за то, что кто-то из отдельной социальной среды не одобряет его акцию», — была убеждена она. В качестве альтернативы заключения под стражу Чавдар предложила поместить ее подзащитного под домашний арест или отпустить под залог, не озвучив конкретной суммы.
Защитница пояснила, что дело в Санкт-Петербурге не имеет отношения к московскому случаю. Мировой судья же никогда не препятствовала поездкам Павленского, которые тот «осуществлял в связи со своей трудовой деятельностью». В последний раз он заблаговременно известил суд о том, что не сможет присутствовать на заседаниях из-за работы.
В совещательной комнате судья Мария Орлова провела около часа. Выйдя оттуда, она поместила Павленского в СИЗО до 8 декабря 2015 года.
Самые известные акции
Напомним, что 31-летний питерский художник Петр Павленский хорошо известен как раз благодаря своим скандальным акциям. Так, в июле 2013 года художник зашил себе рот нитками в знак протеста против приговора участницам панк-группы Pussy Riot. Спустя несколько месяцев, в ноябре 2013 года он прибил гвоздем к брусчатке на Красной площади свои гениталии, пытаясь показать апатию общества к чиновничьему беспределу. А год назад он шокировал общественность, когда забрался голым на крышу Института психиатрии имени Сербского и отрезал себе мочку уха. Тем самым Павленский протестовал против использования психиатрии в карательных целях. Художник неоднократно становился фигурантом уголовных дел, но нередко их закрывали за отсутствием в действиях состава преступления. Не раз вставал вопрос и о психическом здоровье питерского художника, ведь шокирующие общественность акции всегда были связаны с членовредительством, а Павленский устраивал их голым. Однако психиатры признавали его вменяемым.