16+
Среда, 15 января 2025
  • BRENT $ 80.37 / ₽ 8313
  • RTS873.43
9 ноября 2015, 19:54 Право

Сотрудники метро «подхалтурили» на сроки от 5,5 до 6 лет колонии

Лента новостей

К срокам от 5,6 лет до 6 лет лишения свободы приговорил в понедельник Дорогомиловский суд Москвы четверых фигурантов дела о крупнейшей аварии в столичном метро, в результате которого погибли 24 человека, а еще около 200 были ранены

На месте аварии в тоннеле между станциями «Славянский бульвар» и «Парк Победы» на Арбатско-Покровской линии московского метро.
На месте аварии в тоннеле между станциями «Славянский бульвар» и «Парк Победы» на Арбатско-Покровской линии московского метро. Фото: МЧС России/ТАСС

Суд согласился с версией обвинения о том, что из-за недобросовестности действий трех сотрудников метрополитена и представителя субподрядной организации была неправильно установлена стрелка. Это и привело к трагедии. По приговору осужденные также должны выплатить четверым потерпевшим компенсацию морального вреда в размере 12,3 млн рублей — по 3 млн 300 тысяч каждый.

Зал суда не вместил всех зрителей. Те, кому не хватило мест, слушали приговор в помещении напротив: там организовали телетрансляцию. Для того чтобы озвучить 300 страниц приговора, судье Антону Толстому потребовалось почти шесть часов. Из-за большого объема он разрешил слушать приговор сидя.

Почти сразу же стало ясно, что судьба четверки подсудимых предрешена. «Суд установил, что Валерий Башкатов, Алексей Трофимов, Юрий Гордов и Анатолий Круглов совершили «нарушение правил безопасности движения и эксплуатации метрополитена, повлекшее смерть двух и более лиц» (ч.3 ст.263 УК РФ), — произнес судья. Оставшиеся несколько часов все четверо подсудимых слушали приговор явно в подавленном состоянии.

Причины трагедии

Авария в столичной подземке произошла 15 июля 2014 года в 8:34 утра на перегоне между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар» Арбатско-Покровской линии. Тогда три вагона поезда «Русич» сошли с рельсов, врезавшись в стенку тоннеля. В результате 24 человека погибли, 188 были ранены. Ущерб от катастрофы составил 331 млн 740 тысяч рублей. По данным следствия, причиной случившегося стало ненадлежащее исполнение работ по строительству стрелочного перевода на строившуюся Калининско-Солнцевскую линию. Остряки стрелки мастера зафиксировали с помощью проволоки, которая порвалась. Следствие пришло к выводу, что основной причиной аварии стало «неустановление двух связующих тяг между остряками». Они фиксируют рельсы для того, чтобы те находились на равном расстоянии друг от друга.

Старший мастер службы пути Московского метрополитена Валерий Башкатов и заместитель начальника дистанции капитального ремонта службы пути Алексей Трофимов непосредственно занимались установкой стрелочного перевода. Фактически они были вольнонаемными рабочими: их вместе с бригадой из нескольких человек нанял заместитель гендиректора по производству субподрядной организации ООО «Спецтехреконструкция» Анатолий Круглов. Последний должен был проконтролировать стройку, но не сделал этого. За «шабашку» в свободное от основной работы время Башкатову и Трофимову обещали заплатить по 150 тысяч рублей, еще 1,3 миллиона рублей выделить на работников их бригады. Помощник дорожного мастера 3-й дистанции пути Юрий Гордов в то время заменял находившегося в отгулах мастера и, как гласило обвинение, должен был осуществлять технический надзор за работами.

Главный «виновник»

Кстати, именно на него в ходе судебного процесса другие подсудимые фактически и переложили всю ответственность за случившееся. В суде Трофимов рассказывал, как 6 июля он вместе со своей бригадой установил левый остряк стрелки и надежно закрепил его 6-миллиметровой проволокой. Он просил Круглова найти первую тягу для установки, тот обещал это сделать, но ее все не было. В отсутствие первой тяги он не мог установить вторую, так как «получилась бы неустойчивая конструкция». На следующий день приехал Башкатов, который закрепил правый остряк, зафиксировав его железной струбциной. Однако спустя два дня, 9 июля на объекте появился Гордов. Он решил, что стрелочный перевод установлен ненадлежащим образом, открепил 6-миллиметровую проволоку и, поправив рельсы, обмотал левый остряк менее надежной, 3-миллиметровой проволокой. 15 июля от динамических вибраций она открепилась и порвалась, а поезд врезался в стены тоннеля. Таким образом, подсудимые дали понять, что, если бы Гордов не вмешался в их работу, то беда бы не случилась. К тому же, именно Гордов отвечал за безопасность на данном участке: он открывал и закрывал пути для движения.

Впрочем, сам Гордов был не согласен, что в чем-то виноват. Он утверждал, что с инструкцией мастера околотка его не знакомили, а его подпись на ней была подделана. Технический надзор он мог осуществлять лишь с нарядом на производство работ, но его не было в данном случае. По словам подсудимого, в отсутствие этого документа он должен лишь осуществлять общий надзор над путями. «На Гордова свалили всю вину, промолчав о том, что Башкатов и Трофимов нарушили технологию установки стрелки, — прокомментировал Business FM уголовное дело адвокат Юрия Гордова Тимур Чанышев. — Необходимо было соединить рельсы связующими тягами, а не обматывать их проволокой. Когда Гордов с монтером делал промеры, он заметил, что интервал между рельсами шире, чем нужно. Из-за этого могла случиться авария. Поэтому он, конечно же, раскусил проволоку и поправил рельсы. Это было необходимо». «Гордов единственный, кто находился на своем рабочем месте и не участвовал в этой «халтуре». Когда произошла авария, одним из первых приехал на место катастрофы», — добавил адвокат. Он считает, что его подзащитного нельзя было привлекать к уголовной ответственности по ст. 263 УК за совершение должностного преступления.

Примечательно, что на своей невиновности в суде настаивал и Анатолий Круглов, который ранее частично признавал вину и трижды пытался заключить сделку со следствием. В суде он во всем винил нанятого им прораба Мосина — старшего дорожного мастера дорожного пути, который так и остался в статусе свидетеля. По версии Круглова, именно он занимался вопросами технического оснащения работ и должен был предоставить рабочим тяги. Мосин был опытным работником — на протяжении последних 10 лет он работал на разных объектах метрополитена и уже сдал в подземке не одну стрелку, в частности, на станции метро «Зябликово». «Мосин должен был лично присутствовать при врезке стрелочного перевода», — утверждал подсудимый.

Незаконная «халтура»

Однако суд не принял доводы фигурантов, расценив их как способ избежать уголовной ответственности за случившееся. В основу приговора судья положил материалы дела, результаты экспертиз, показания потерпевших и свидетелей. В частности, суд пришел к выводу, что работы по строительству стрелки компания «Спецтехреконструкция» проводила без достаточной документации, а участвовать в «халтуре» сотрудники столичной подземки попросту не могли. «Работа по совместительству являлась грубым нарушением графика труда и отдыха», — процитировал судья показания бывшего главы метрополитена Ивана Беседина. Суд констатировал, что работники метро и представитель субподрядчика «легкомысленно» относились к своим должностным обязанностям. «Предвидя возможность наступления общественно опасных последствий своего бездействия, Гордов самоустранился от контроля за качеством работ, — говорилось в приговоре. — Он самонадеянно рассчитывал на предотвращение этих последствий, не организовал и не осуществил контроль зашивки остряка тягами и допустил эксплуатацию стрелочного перевода». К аналогичным выводам пришел суд и относительно действий других фигурантов. «Вышеперечисленные доказательства являются достаточными, а оснований не доверять проведенным экспертизам у суда нет», — резюмировал судья.

Самое больше наказание — 6 лет лишения свобод суд назначил Юрию Гордову. Остальные подсудимые — Алексей Трофимов, Анатолий Круглов и Валерий Башкатов — получили на полгода меньше. Отбывать срок они будут в колонии общего режима.

Также суд частично удовлетворил иски четверых потерпевших, обязав подсудимых выплатить им в общей сложности 13 млн 200 тысяч рублей. Родственники погибших оценивали причиненный им моральный вред в гораздо более серьезные суммы. В общей сложности они хотели взыскать 37 млн рублей. Однако суд счел их требования чрезмерно завышенными.

Продолжение следует

Стоит отметить, что приговор суда — это еще не точка в деле об аварии в столичной подземке. Дело четверых осужденных в свое время было выделено из основного дела, расследование которого еще продолжается. В рамках него обвинение по ч.3 ст. 263 УК было предъявлено еще шести работникам метрополитена: начальнику Службы пути ГУП «Московский метрополитен» Юрию Сильянову, его заместителю Валерию Малышеву, начальнику 3-й дистанции пути Николаю Мельникову, его заместителю Анатолию Казанцеву, а также осуществлявшим обход пути монтёрам 3-й дистанции пути Метрополитена Юрию Шеянову и Наталии Веденеску. Все они в отличие от четверки первых фигурантов, были отпущены под подписку о невыезде.

Адвокат Валерия Башкатова Сергей Князькин полагает, что руководство Московского метрополитена должно ответить за случившееся. По его словам, пока не случилась трагедия, чиновники выделяли лишь пару часов — так называемых «технологических окон» для производства работ в ночное время. Мастерам банально не хватало времени, чтобы сделать работы основательно. «Недаром после аварии эта технология была изменена, и в настоящее время станции закрывают для ремонта на сутки, а то и на двое», — отмечает адвокат. Юрист не доверяет выводам следствия и суда. Он считает, что они сознательно ушли от исследования всех возможных причин аварии, замалчивая существующие в метрополитене проблемы. Защитник полагает, что причиной катастрофы в подземке могла быть неисправность подвижного состава: какая-то деталь отвалилась от вагона, упала под колеса поезда, ударила в остряк, и произошел разрыв проволоки. Защитники осужденных заявили о намерении обжаловать приговор в апелляции.

Князькин признался Business FM ,что рассчитывал на то, что суд назначит Башкатову либо тот срок, который тот отсидел в СИЗО, либо условное наказание. «С учетом его возраста (обвиняемому в декабре исполнится 67 лет) и его состояния здоровья (он страдает ишемической болезнью сердца и гипертонией 3-й степени) суд фактически назначил Башкатову смертный приговор», — сказал защитник.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию