Помощь «Трансаэро» пришла, откуда не ждали
Лента новостей
Малайзийский фонд готов купить акции российской авиакомпании. Ранее власти РФ и «Аэрофлот» дали понять, что не собираются спасать «Трансаэро». Возможно, это удастся сделать иностранному инвестору
Акции «Трансаэро» по итогам четверга выросли почти на четверть. В один момент они даже взлетали больше, чем на 40%. Так инвесторы реагировали на новости о новом претенденте на покупку авиакомпании, это некий малайзийский фонд. С чем может быть связано появление этого претендента, и как событие может повлиять на эпопею с продажей и банкротством «Трансаэро»?
Рассказывают, что один правительственный чиновник как-то в шутку сказал: «Хотели обанкротить одну металлургическую компанию, не получилось, решили потренироваться на авиакомпании». Но такого поворота до сих пор не предполагали: найти покупателя не в России. То есть не среди всех двух российских авиакомпаний, которым по силам поглотить «Трансаэро». Интерес проявил малайзийский фонд, который владеет перевозчиком Malaysia Airlines. Один из участников переговоров — Российское инвестиционное агентство. Его президент Юрий Спиридонов в интервью Business FM рассказал, как иностранцы вышли на российских партнеров, как к их предложению отнеслись основные кредиторы «Трансаэро» и правительство.
Юрий Спиридоновпрезидент Российского инвестиционного агентства«Это они вышли с предложением. О происходящем они, как и мы, узнали из СМИ. Нам никто не делал никаких предложений о поиске инвестора, никто на нас не выходил. Мы узнали из прессы, что начались задержки авиаперелетов, что компания находится в финансовом затруднении, и они сделали нам предложение. Также узнав информацию из прессы. Министр транспорта Соколов вообще до последнего поддерживал идею о том, что надо развивать бизнес и поддерживать такие компании, как «Трансаэро». И кредиторы были готовы идти на реструктуризацию, на длительную пролонгацию своих кредитов».
Возможно, дело не ограничилось только чтением российских СМИ. Название фонда не сообщается, но, судя по всему, речь идет о малайзийском «Казанах Нэйшнл». Это не просто организация, а Фонд национального благосостояния Малайзии. Крупнейшая госструктура, владеющая длинным списком местных компаний.
Она ведет переговоры с Российским инвестагентством. Это внебюджетная и неправительственная организация. Но создавалась она по указу кабмина, непосредственно с подачи премьера Дмитрия Медведева. То есть не по факту, но по сути — это могут быть межправительственные переговоры. По результатам малайзийцам может перейти 100% акций компании, но половину они могут передать под управление Российского инвестиционного агентства. Правда, не упоминается, как быть с Воздушным кодексом, который ограничивает работу иностранцев на внутренних линиях. Бумаги «Трансаэро» на новостях о новом претенденте на покупку взлетели на 40%. Говоря о причинах роста, экономист Сергей Хестанов проводит исторические параллели.
Сергей Хестановэкономист«Если вспомнить историю компании «ЮКОС», то тоже, когда акции значительно упали, малейшие сообщения о возможном спасении компании вызывали очень значительный в процентах рост. Нечто подобное наблюдается и по отношению к акциям «Трансаэро», что характерно для ситуации, когда, с одной стороны, рынок практически смирился с банкротством компании, а с другой стороны, появляется хоть некоторая маловероятная, но надежда на спасение».
Совсем недавно акции «Трансаэро» также резко росли, только на новостях, что S7 по-прежнему готов купить авиакомпанию. Планы эти сохраняются и сейчас. 30 октября представители «Сибири» встречаются с кредиторами «Трансаэро». Как все это коррелируется с новым покупателем, не очень понятно. В истории с авиакомпанией — сплетение слишком многих интересов. Есть «Аэрофлот», который отказался от покупки, а ранее сообщалось, что ему не нужна большая часть техники «Трансаэро». Правда, 29 октября стало известно, что национальный перевозчик получит от «Сбербанк Лизинг» 14 самолетов, ранее заказанных для «Трансаэро». Есть крупные кредиторы, которые инициировали процедуру банкротства. Есть небольшие банки, благосостояние которых напрямую зависит от судьбы «Трансаэро», и они против банкротства. Один из кредиторов «Новикомбанк» подконтролен «Ростеху», который возглавляет Сергей Чемезов. Есть российские власти, которые пока публично не озвучили окончательное решение. А теперь к интересантам прибавился и фонд, владеющий малайзийской авиакомпанией. Что волей неволей навевает мысли о пропавшем Boeing и крушении под Донецком.
Тем временем из состава правления «Аэрофлота» вышел Дмитрий Сапрыкин, официально сообщил перевозчик. Ранее он уволился из госкомпании в связи с переходом на новую работу — гендиректором «Трансаэро», куда он пришел как ставленник «Аэрофлота». Правда, на днях его уволили из «Трансаэро».