«Самодельные» бриллианты из микроволновки — угроза алмазному бизнесу?
Лента новостей
Прогресс перевернул алмазный бизнес. Современный искусственно выращенный бриллиант в несколько раз дешевле такого же, но натурального, причем его не распознает даже специалист. Тем временем добывающие компании серьезно обеспокоились
Индекс цен на бриллианты снизился за год на 12,4%. Потери индекса с начала 2015 года — минус 8,3%. При этом растет спрос на искусственно выращенные алмазы: они стоят дешевле, их производство с этической точки зрения безупречно, ведь в своих лабораториях компании не используют детский труд, как на шахтах в Африке, да и кровавой борьбы за такие лаборатории нет, чего не скажешь о рудниках. Станут ли искусственно созданные бриллианты лучшими друзьями девушек?
Кэлвин Миллс, генеральный директор одной консалтинговой фирмы Лос-Анджелеса, за 22 тысячи долларов приобрел искусственно выращенный бриллиант. Он весит 2,62 карата, цвет — канареечный, огранка — «груша». Камень ничем не отличается от своего натурального собрата, который стоит минимум в три раза дороже. Цветные бриллианты насыщенных оттенков особенно ценятся: стоимость желтого бриллианта весом в 1 карат колеблется от 20 до 35 тысяч долларов.
В отличие от фианита, который лишь имитирует алмаз, кристалл, созданный в лаборатории, сохраняет все физические и химические свойства природного. Период создания длится всего около 10 недель. Камни выращивают в огромных микроволновых печах. Технология синтеза настолько рванула вперед за последние годы, что эксперт не сможет отличить искусственный камень от природного невооруженным глазом. При этом лабораторные алмазы никак не назовешь «кровавыми», как называют настоящие драгоценные камни. Например, журнал Time опубликовал репортаж о работе алмазных шахт в Конго: детский труд, тяжелые условия, постоянный бандитский передел рынка.
Представители добывающих компаний хоть и признают высокое качество искусственных бриллиантов, все же «надеются, что покупатели считают их ненастоящими и неправильными». Крупнейшие мировые производители алмазов — De Beers, АЛРОСА, Rio Tinto Diamonds — решили объединить свои усилия в продвижении бриллиантов как символической ценности. Они обеспокоены снижением спроса на эти драгоценные камни.
Им есть о чем беспокоиться. В Северной Америке 45% потребителей возраста от 18 до 35 лет предпочитают натуральные бриллианты искусственно выращенным, хотя доля последних пока очень мала на рынке, который оценивают в 8 млрд долларов. Но она постоянно растет. В прошлом году было произведено 360 тысяч каратов искусственных алмазов. По прогнозам экспертов, уже в 2018 объем увеличится до 2 млн каратов, а через 10 лет, к 2026 году, возрастет на порядок — примерно до 20 млн каратов. Натуральных алмазов добывается около 145 млн каратов в год, объем в последние годы снижается, а цены падают. Главная причина — уменьшение продаж ювелирных изделий по всему миру. Дарите девушкам бриллианты. По крайней мере, этим можно поддержать хорошее настроение.