16+
Понедельник, 18 ноября 2024
  • BRENT $ 72.23 / ₽ 7223
  • RTS858.45
23 сентября 2015, 17:28 ФинансыМакроэкономика

Силуанов требует повысить пенсионный возраст и пугает дешевой нефтью

Лента новостей

Антон Силуанов заявил, что нефть по цене 100 долларов за баррель ушла в прошлое, и нужно думать о пополнении резервов. Он также сказал, что повышать налоги в России нужно только для экспортеров

Министр финансов РФ Антон Силуанов.
Министр финансов РФ Антон Силуанов. Фото: Анна Исакова/ТАСС

Нефть вряд ли когда-то будет стоить 100 долларов за баррель. Такая цена ушла в историю и вряд ли вернется. Это прогноз министра финансов России Антона Силуанова. Он в среду, 23 сентября, выступил в Госдуме, а потом пообщался с журналистами.

Министр призвал срочно повысить пенсионный возраст. Сказал, что индексация пенсий даже на 1% — это 70 млрд рублей для бюджета. Поэтому Минфин предлагает повысить пособия на 4%, а не на 5,5%, как планировалось.

Силуанов также говорил о пополнении резервов, сказал, что туда должны идти дополнительные доходы при цене нефти выше 50-60 долларов. Минфин считает, что повышать налоги в России нужно только для экспортеров. Ранее стало известно, что в правительстве предлагают изъять у них дополнительные доходы от девальвации. Эта мера обсуждалась накануне на совещании с Владимиром Путиным, президент попросил проработать вопрос, но сказал, что делать это надо осторожно, чтобы не повредить инвестпрограммам сырьевых компаний.

В редакцию Business FM поступил комментарий замминистра экономики Николая Подгузова. Минэкономразвития не поддерживает предложение Минфина по пересмотру формулы НДПИ, поскольку подобная мера, по сути, «убьет» добычу на самых эффективных с точки зрения налоговой отдачи месторождениях. Очевидно, что в случае падения добычи снизятся и налоги, пишет чиновник.

Сегодня, 23 сентября, «Ведомости» сообщили, что нефтяники предлагают повысить налоги только для газовой отрасли. Антон Силуанов подтвердил эту информацию, сказав, что такое предложение есть. Но добавил, что целесообразнее не повышать налог на добычу полезных ископаемых, а сократить индексацию тарифов на газ. Заявления главы Минфина в эфире Business FM прокомментировал председатель совета директоров МДМ-Банка Олег Вьюгин.

Давайте начнем с пессимизма Силуанова о том, что цена на нефть вряд ли когда-нибудь вернется к 100 долларам. Как вам такой прогноз Силуанова?

Олег Вьюгин: Я думаю, что такие прогнозы делать нельзя. На самом деле, может быть и будет стоить 100 долларов, но не сейчас, конечно. Вот я не так категоричен. Действительно, рынок очень сложный и плохо предсказуемый. В ближайшее время, действительно, высоких цен на нефть не будет. Я имею в виду текущий год, следующий. В принципе, понятна позиция министерства финансов, они должны рассчитывать на худшее при планировании обязательств. Ведь обязательства надо выполнять, а должны быть источники, и опираться на оптимистичные прогнозы по цене на нефть, наверное, да, действительно, было бы тактически и даже стратегически неправильно.

По поводу того, что есть дилемма, чем пожертвовать — пенсионными расходами или инвестпрограммами экспортеров. Есть ли лучшее из двух этих зол?

Олег Вьюгин: На самом деле, наверное, не надо так ставить вопрос, основа для принятия решений должна быть примерно такая: значит, действительно, стагнация в экономике, действительно, у одних есть инфляционные доходы, то есть они связаны просто с переоценкой их экспортной выручки или какой-то зарплаты, которая в твердой валюте номинирована, у других ее нет. С другой стороны, в целом у всех работающих граждан, в том числе России, в принципе, сейчас сокращается реальная заработная плата. Но, наверное, бремя должно быть распределено более или менее равномерно. То есть сокращаются реальные заработные платы, наверное, в какой-то степени должны сократиться реальные пенсии, это неизбежно. То есть можно, конечно, перераспределять больше и больше ресурсов на пенсионное обеспечение, но тогда, действительно, встает вопрос о просто таком полном идейном пересмотре бюджета. Это и военные расходы, это и инвестиционные программы, действительно, нефтяных и газовых компаний. Поэтому, скорее, мне кажется, нужно искать какое-то равномерное решение. То есть, в принципе, наверное, частично какое-то количество вот этих доходов от переоценки придется забрать, при этом нужно, конечно, тщательно смотреть, как обосновывать инвестиционные программы и каков их характер. Например, я не знаю, надо ли строить «Северный поток — 2», это же большие деньги.

А вот по поводу предложений нефтяников — брать деньги с газовиков. Как вы считаете, все-таки только лишь с газовой отрасли можно брать деньги или с нефтяников все-таки тоже есть чего взять?

Олег Вьюгин: Немножко с нефтяников можно взять, хотя, в принципе, им сейчас нужны деньги для того, чтобы хотя бы поддерживать достаточный уровень добычи на уже работающих месторождениях. Наверное, какое-то небольшое количество можно взять. Какие-то деньги можно взять и у газовиков. И, наверное, конечно, вряд ли удастся поддерживать прежнюю политику пенсионного обеспечения, я имею в виду полную индексацию. Это инфляция, плюс не трогать возраст выхода на пенсию.

По поводу пенсионного возраста: накануне Силуанов говорил, что эта тема даже не обсуждалась на совещании с Путиным, а вот сегодня вдруг заявил о необходимости поднять пенсионный возраст, и сделать это срочно. Во что это может вылиться, и насколько эта мера, на ваш взгляд, действительно, станет спасением для бюджета, потому что социальный блок правительства говорит, что это практически никак не будет отражаться на бюджете, если повышать пенсионный возраст.

Олег Вьюгин: Тут надо смотреть не на бюджет 2016 года, а вообще смотреть вперед. Дело в том, что повышение пенсионного возраста — это мера непопулярная. И, безусловно, электорат, который составляют пенсионеры, наверное, достаточно важен для политиков в России, поэтому, если это не делать сейчас, можно, в принципе, не делать, то тогда этого нельзя будет делать вплоть до 2018 года, когда будут выборы президента, потому что перед выборами президента принять какое-то достаточно непопулярное решение было бы политически достаточно странным. Поэтому действительно: или делать сейчас, и делать, конечно, не так, что сразу поднять до 65 лет и так далее, делать, конечно, очень аккуратно, задавая вектор. Очень больших денег для бюджета не будет, но Минфин сделал расчеты, там как бы они укладываются в некоторую конфигурацию бюджета с 3-процентным дефицитом.

Между тем первый зампред Совета директоров «Альфа-Банка» и бывший вице-премьер Олег Сысуев призывает реально взглянуть на вещи. По его мнению, то, что в прогнозах правительства нет оптимизма, это хорошая новость. «Прозвучавшие прогнозы близки к реальности. Антон Германович — потомственный профессионал, а еще человек совестливый и понимает, что врать в данном случае чревато очень серьезными негативными последствиями», — сказал собеседник радиостанции.

Говоря о том, что приоритетнее выбрать из «двух зол» — пожертвовать пенсионными расходами или инвестиционными программами экспортеров, эксперт признал, что придется делать и то, и другое. По его мнению, необходимо повышать пенсионный возраст, разбираться со льготными пенсиями, а также изменить систему индексации социальных выплат. «Необходимо сделать комплекс мер, который, безусловно, выглядит очень радикально, но мне кажется, что бюджет без этого не выдержит», — заключил банкир.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию