16+
Четверг, 26 декабря 2024
  • BRENT $ 73.69 / ₽ 7340
  • RTS864.25
22 сентября 2015, 16:59 Право

Савченко: «Я — солдат, а не убийца»

Лента новостей

В суде Ростовской области украинская летчица отвергла предъявленные обвинения в убийстве российских журналистов и мирных жителей ЛНР. Подсудимая готова доказать свою невиновность при помощи допроса на полиграфе

Летчица Надежда Савченко.
Летчица Надежда Савченко. Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Донецкий городской суд Ростовской области сегодня приступил к рассмотрению дела бывшей украинской военнослужащей, штурмана вертолета Ми-24 Надежды Савченко. Она обвиняется в убийстве журналистов ВГТРК Игоря Корнелюка и Антона Волошина, в покушении на убийство нескольких мирных жителей, а также в незаконном переходе госграницы. Свою вину Савченко не признала и даже предложила проверить ее слова на полиграфе. «Я — солдат, а не убийца», — заявила она.

Разбирательство началось в условиях повышенных мер безопасности: движение транспорта в районе суда было частично перекрыто, а по улицам ходили полицейские патрули и кинологи с собаками. Несмотря на то, что к зданию суда пускали только прессу, туда удалось просочиться нескольким активистам патриотического движения «Наши».

Зал, где слушалось дело, оказался заполнен казаками. Там же присутствовал консул Украины в Ростове-на-Дону Александр Ковтун, приехавший наблюдать за процессом.

Прежде чем прокуратура огласила фабулу обвинения, трое защитников Савченко буквально завалили суд ходатайствами. Первым делом они попросили допустить в зал прессу. Дело в том, что ни один из репортеров внутрь не попал. Для журналистов приготовили телетрансляцию в фойе первого этажа. Однако она оказалась не лучшего качества. Адвокатов поддержала подсудимая, заметившая, что «видеотрансляции обычно сильно хромают». Однако судьи, ссылалась на нехватку мест и заметив, что аппаратуру «вчера проверяли», ходатайство защиты отклонили. В зал позволили вернуться лишь нескольким родственникам подсудимой (какпояснила через переводчика Савченко, это были ее двоюродные и троюродные братья), которых до этого удалили. Позже внутрь пустили нескольких представителей СМИ.

Ходатайства во второй раз

После этого последовала череда новых ходатайств, многие из которых защита уже заявляла на предварительном слушании 15 сентября. Так, адвокаты просили вернуть дело прокурору, требуя исключить их из числа потерпевших граждан Украины и утверждая, что Россия не может рассматривать дела, где потерпевшими выступают граждане другой страны. Затем защитники, напротив, попросили включить в список пострадавших других украинцев — раненных и убитых во время обстрела ополченцев. По мнению адвокатов, гибель последних свидетельствует о том, что обстрел велся не по мирным гражданам, а по «вооруженным боевикам».

Савченко активно поддерживала адвокатов. Она назвала свое уголовное дело «филькиной грамотой», сфабрикованной против нее. «Предъявите обвинение мне в убийстве ваших журналистов, а остальных потерпевших вычеркните. Это ускорит рассмотрение дела и сэкономит нам всем время», — выступала она, выкрикивая: «Слава Украине! Героям слава!». Судьи эти реплики пропустили мимо ушей, а ходатайства отклонили, как преждевременные.

Надо сказать, что противоречивые ходатайства защиты привели к тому, что прокуратура просила отстранить адвокатов от участия в процессе. Прокурор решил, что адвокаты нарушают право Савченко на защиту. Однако суд оставил этот вопрос на потом и дал слово гособвинителю.

«По мотивам ненависти и вражды»

По версии обвинения, летом 2014 года штурман-оператор вертолетного звена вертолетной эскадрильи 16-й отдельной бригады армейской авиации 8-го армейского корпуса Вооруженных сил Украины, старший лейтенант Надежда Савченко «целенаправленно прибыла» на территорию Луганской области. Там она вступила в батальон «Айдар», созданный бывшим комендантом «Самообороны Майдана» Сергеем Мельничуком и стала воевать на стороне украинских вооруженных подразделений против населения ЛНР. 17 июня 2014 года она координировала огонь гаубиц, которым в районе бывшего поста ГАИ у поселка Металлист были убиты корреспондент ВГТРК Игорь Корнелюк и звукооператор Антон Волошин. Репортеры делали сюжет об эвакуации из поселка мирных жителей. Шестеро граждан также подверглись обстрелу, но, к счастью, никто из них не пострадал. Выжил и телеоператор ВГТРК Виктор Денисов, успев спрятаться за танк. Следствие пришло к выводу, что Савченко действовала «по мотивам ненависти и вражды в отношении социальной группы — гражданского населения Луганской области».

Ей вменили убийство двух и более лиц, а также покушение на убийство, совершенное группой лиц по предварительному сговору (пункты «а», «е», «ж», «л» ч.2 ст. 105 и ч.3 ст. 30, пункты «а», «е», «ж», «л» ч.2 статьи 105 УК РФ). Еще один пункт обвинения — незаконное пересечение границы РФ (ч. 1 ст. 322 УК РФ).

По версии следствия, 23 июня Савченко проникла на территорию России, назвавшись беженкой, однако была задержана сотрудниками ДПС по Воронежской области при въезде на попутке в поселок Кантемировский.

Сама Савченко всегда отрицала вину, утверждая, что она попала в плен к ополченцам, которые незаконно передали ее российской стороне. Сидя в СИЗО, она уволилась из Вооруженных сил Украины, променяв карьеру военного на политику. Обвиняемая стала депутатом Верховной рады от партии «Батькивщина», а также делегатом от Украины в ПАСЕ.

Оглашая обвинительное заключение, прокурор отметил, что Савченко не обладает иммунитетом от уголовного преследования, так как инкриминируемые ей преступления были совершены до избрания депутатом и приобретения статуса члена ПАСЕ.

Допрос на детекторе лжи

«Вам понятно предъявленное обвинение?», — спросил судья и получил утвердительный ответ. Подсудимая заявила, что вину не признает, и вновь сообщила, что ее похитили на территории Украины. Она назвала свое дело «брехней». «Это вранье от начала и до конца. Я не видела, где находились журналисты и не знала их никогда. И я никогда не стреляла по людям без оружия. Я наводчиком артиллерии никогда не была. Я — солдат, а не убийца», — убеждала она суд Савченко. Она также сообщила, что готова дать показания с использованием детектора лжи.

«В свое время следователь допрашивал меня на детекторе, но когда он показал, что я не лгу, эти документы не попали в представленное уголовное дело», — заявила Савченко.

Ее адвокаты

После этого суд приступил к допросу потерпевших, в числе которых родственники погибших репортеров. Первой показания дала вдова звукооператора Антона Волошина Елена Волошина. Женщина выглядела растерянной и не смогла сообщить подробности гибели мужа, c которым, по ее словам, она общалась накануне гибели — в ночь с 16 на 17 июня. Она охарактеризовала его как заботливого человека и профессионала своего дела. Отвечая на вопросы защиты, потерпевшая сообщила, что не смогла опознать останки мужа (он погиб на месте в результате прямого попадания снаряда), но узнала личные вещи супруга. «Это были остатки ремня его, остатки рубашки и его брюк», — сказала она, добавивив, что остатков бронежилета среди опознанных вещей не было.

Защита заявила о намерении добиваться вынесения Савченко оправдательного приговора. Адвокаты настаивают, что летчица была взята в плен бойцами батальона «Заря» за час до этого обстрела, в котором погибли журналисты. Впрочем, ранее адвокаты не раз заявляли, что дело носит политический характер, а потому шансы для этого минимальны. Один из защитников подсудимой Николай Полозов прогнозировал, что Савченко, которой по совокупности инкриминируемых преступлений грозит до 25 лет лишения свободы, «конечно, осудят». «В конечном счете, ее обменяют. Вопрос только в том, что потребует российская власть в обмен на Савченко», — говорил он в интервью Business FM. Кстати, в отводе защитников суд обвинению сегодня отказал.

Приговор в отношении Савченко могут вынести в конце ноября, сообщил Business FM ее адвокат Марк Фейгин. «Практически до 29 октября уже определен график заседаний. Что касается в связи с этим перспективы вынесения приговора, я вижу, что не раньше конца ноября можем выйти фактически на приговор. То есть с учетом того, что прения сторон могут пройти не раньше середины ноября, учитывая этот график, я думаю, что речь может идти о конце ноября, когда судья уже зачитает приговор вместе с мотивировочной частью», — сказал юрист.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию