Украине пора подсчитывать убытки от собственных санкций
Лента новостей
Киев решил ввести новые ограничительные меры против транспортных компаний и банков из РФ. Как это отразится на России, а также на положении самой Украины?
Транспортные власти взяли паузу, банки говорят, что не пострадают, в Минэкономике заявляют, что готовы помочь: российские власти и компании реагируют на украинские санкции, которые затронули ряд крупных отечественных предприятий. Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев не исключил, что государство может оказать им поддержку.
Список большой: почти 400 человек и больше 100 предприятий. Юрлица можно разделить на три группы. Первая — медиакомпании, IT. Туда, например, вошла «Лаборатория Касперского». Кстати, как выяснили украинские журналисты, ее антивирусной программой пользуется украинское правительство. Далее авиакомпании. В список попали основные российские авиаперевозчики — им теперь запрещены полеты над территорией Украины. Правда, запрет этот в силу не вступил. Все, а в первую очередь украинские авиационные ведомства ждут указаний от властей, но их пока нет. Участники рынка сообщают, что пассажиры продолжают покупать билеты на Украину и обратно: видимо, не верят, что летать запретят. Возможные потери российских авиакомпаний в России оценили в десятки миллионов долларов. Однако подсчитывать убытки придется и украинской стороне, отмечает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.
Роман Гусаровглавный редактор портала Avia.ru«Большинство авиакомпаний, начиная еще с середины прошлого года, на тех маршрутах, которые критичны и проходят через территорию Украины, стараются облетать, и уже сейчас по факту не пользуются воздушным пространством Украины. Восток Украины во многом является просто опасным для выполнения полетов, а остальная территория, получается, по большей части, перекрыта востоком Украины и поэтому летать через Украину нет никакого смысла. Скорее, это потеря больше для Украины, потому что она отказывается от возможности получать деньги за пролет воздушных судов».
Не лишним будет напомнить об условиях, в которых Киев ввел санкции. За месяц до этого украинское министерство экономики опубликовало данные о ВВП за первое полугодие. Он упал больше, чем на 16%. Промышленность скатилась вниз на 20%, сельское хозяйство на 9%. В свою очередь, Госстат представил данные о торговле страны за тот же период. Экспорт по сравнению с прошлым годом сократился на 35%. Причем, на столько же снизились поставки Украины в Европу. Что касается стран СНГ, то тут экспорт упал в два раза. Можно рассудить, что Украине все равно нечего терять: торговля с Россией и так сведена до минимума. Наш товарооборот и по итогам прошлого года упал по одним данным на 28%, по другим — на 43%. Хотя терять все-таки есть что. В третью санкционную группу вошли банки. Российские кредитные организации занимают треть банковского сектора Украины, это статистика украинского Нацбанка. Но в санкционный список не попали крупнейшие представители — Сбербанк, ВТБ, ВЭБ. Объяснение здесь, скорее всего, простое. Эти банки активно кредитуют украинский бизнес, в том числе и энергетические компании. Выгонять — наверное, себе дороже.
Максим Осадчийначальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования«Банк Москвы, как я вижу, единственный банк, у которого находится дочерний банк на территории Украины, и, судя по тексту указа, предполагается, скажем так, арест активов, то есть сейчас надо разбираться, положение, конечно, немного сложное. Для других это безразлично, например, для тех, кто попал под американские санкции».
Впрочем, в украинской «дочке» Банка Москвы уже успели сообщить, что не ждут для себя негативных последствий. Санкции, кстати, введены против материнской компании. В общем перечне есть несколько оборонных предприятий, но нет энергетических, что, по понятным, причинам тоже логично. Можно вспомнить, что Украина сейчас снова покупает дешевый российский уголь, с южноамериканскими поставками, видимо, не сложилось. Но на чем теперь везти уголь из России? Этот вопрос рождается, исходя из списка попавших под санкции транспортных компаний. 19 сентября санкционный перечень удалили с сайта президента для корректировки. Редактирование ему действительно требовалось: например, санкции ввели против погибшего весной лидера ополчения Алексея Мозгового, а в перечень банков попали организации, уже лишенные лицензий российского ЦБ.
И еще один казус. Руководителя Донецкой народной республики Александра Захарченко украинские власти представили как «главу ДНР», то есть формально признали его полномочия — и дали Захарченко повод издевательски об этом заявить.