Как Елена Батурина исчезла из дела «Премьер Эстейт»
Лента новостей
В Москве начался судебный процесс над бывшей главой ЗАО «Премьер Эстейт» Светланой Тимониной. Следствие считает, что она вместе с бывшими топами Банка Москвы похитила 12,7 млрд рублей, которые оказались на счетах жены бывшего мэра города
Мещанский суд Москвы сегодня приступил к рассмотрению громкого дела о хищении из Банка Москвы 12,7 миллиарда рублей, выделенных в виде кредита малоизвестной фирме ЗАО «Премьер Эстейт» и впоследствии оказавшихся на счетах Елены Батуриной и ее деловых партнеров. Бывшая гендиректор этой компании Светлана Тимонина отвергла обвинение в пособничестве в совершении растраты в особо крупном размере (ч.5 ст. 33, ч.4 ст. 160 УК РФ). Она считает, что дело имеет политический подтекст и связано со сменой руководства города.
Расследование началось в 2010 году после обращения в ноябре 2009 года лидера ЛДПР Владимира Жириновского к министру МВД Рашиду Нургалиеву. Он просил провести проверку по факту получения строительной фирмой «Интеко», которую возглавляла тогда жена бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова Елена Батурина, денег, выделенных правительством города на поддержку Банка Москвы.
Разбежались
К уголовной ответственности привлекли бывшего президента кредитного учреждения Москвы Андрея Бородина и его первого заместителя Дмитрия Акулинина. Однако еще до предъявления обвинения оба уехали в Великобританию и были объявлены в розыск. В марте 2013 года они получили в Англии политическое убежище. Вначале действия топ-менеджеров следствие трактовало как злоупотребление полномочиями (часть 1-я статьи 201 УК РФ), затем как мошенничество (ч.4 ст. 159 УК РФ), и, наконец, дело было переквалифицировано на статью «растрата, совершенная организованной группой в особо крупном размере (ч.4 ст. 160 УК РФ). Не рискнул остаться в России и еще один фигурант — советник Бородина, президент ЗАО «Кузнецкий мост девелопмент» Борис Шемякин, отпущенный под залог в 10 миллионов рублей. Он, как и Светлана Тимонина, проходил по делу как пособник и бежал за границу. В марте 2014 года внесенный за него залог был обращен в доход государства.
Таким образом, Светлана Тимонина одна предстала перед судом. Она находится под подпиской о невыезде. Поддерживать обвинение Генпрокуратура делегировала на процесс гособвинителя Викторию Пашковскую. Не так давно она «блеснула» при рассмотрении громкого дела «Оборонсервиса», запросив 8 лет условно для бывшей военной чиновницы Евгении Васильевой (она уже освободилась условно-досрочно, получив реальное наказание 5 лет).
Куда делся кредит
Согласно фабуле обвинения, Светлана Тимонина, «являлась пособником преступления, совершила растрату имущества группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере». «Не позднее 18 марта 2009 года она вступила в преступную группу, в которую вошли президент Банка Москвы Андрей Бородин, его первый заместитель Дмитрий Акулинин и советник президента банка, президент ЗАО «Кузнецкий мост девелопмент» Борис Шемякин», — сообщила Вера Пашковская.
По версии следствия, соучастниками было известно, что правительство Москвы собиралось выкупить у Банка Москвы 75% допэмиссии акций на сумму 15 млрд рублей. Большая часть бюджетных денег впоследствии и пошла на кредитование никому не известной фирмы «Премьер Эстейт», а оттуда бюджетные деньги ушли на личные счета Елены Батуриной и ее деловых партнеров.
В обвинении говорилось, что учредителями ЗАО «Премьер Эстейт» выступили Борис Шемякин и его заместитель в ЗАО «Кузнецкий мост девелопмент» Светлана Тимонина. Как отметила прокурор, фирма с уставным капиталом в 10 тысяч рублей не занималась финансово-хозяйственной деятельностью и была создана за два месяца до получения кредита специально для свершения хищений и «без намерения» возвращать деньги. По словам Пашковской, хищение руководители Банка Москвы задумали в пользу других лиц — тогдашнего президента «Интеко» Елены Батуриной и двух вице-президентов ее строительной компании Олега Солощанского и Константина Эделя. Кредитные средства оказались на их личных счетах. Дело в том, что все трое являлись совладельцами ООО «Территориальная дирекция «Раменская» (Батуриной принадлежало 90% акций компании, а Солощанскому и Эделю — по 5% соответственно).
В мае 2009 года Тимонина от лица «Премьер Эстейт» заключила с Батуриной договор купли-продажи 100% долей ТД «Раменская». Фирма являлась собственником земли площадью 58 га в столичном районе Очаково-Матвеевское. На ней «Интеко» намеревалось построить элитный жилой комплекс «Сетунь-Хиллс», однако потом работу свернули. Этот участок был передан банку в качестве залога по кредиту фирмы «Премьер Эстейт» на 12,7 миллиарда рублей. Его компания взяла в июне 2009 года, но не вернула.
Елена Батурина имеет в уголовном деле статус свидетеля. Обвинение гласит, что она была не осведомлена о преступных намерениях руководства Банка Москвы. В конце 2011 года она продала ЗАО «Интеко» и уехала жить в Великобританию вместе с дочерями. После того как в 2011 году Юрий Лужков, (в сентябре 2010 года он лишился должности мэра в «связи с утратой доверия» президента) побывал на допросе в МВД, претензии к Елене Батуриной были сняты. По всей видимости, ее не станут вызывать в суд для допроса, а просто огласят ее показания.
Политические игры
После того, как прокурор закончила изложение фабулы обвинения, подсудимая заявила, что оно ей непонятно, а свою вину она не признает. По мнению Светланы Тимониной, в деле идет речь исключительно о гражданско-правовых отношениях, и в вышеперечисленном нет никакого криминала. Подсудимая отметила, что решение о получении кредита «было принято по решению акционера». «Это была часть моей обычной трудовой деятельности, она выполнялась в строгом соблюдении с законодательством и никаких преступных намерений не имела», — настаивала она.
Тимонина была не согласна с выводами следствия о безвозмездном изъятии имущества (кредита в 12,7 миллиарда). Она отметила, что кредитные деньги были потрачены на приобретение активов — 99% в ТД «Раменская», которой принадлежал земельный участок в престижном районе Москвы. «Мне непонятно, в чем моя корыстная заинтересованность — я не получила ни одной копейки. Я не получила ни одной привилегии, кроме сомнительной привилегии предстать перед судом», — возмутилась Тимонина. Подсудимая полагает, что «цели уголовного дела имели политический характер и были связаны со сменой руководства города». «Я заявляю о невиновности, потому что никакого поступления не совершала», — резюмировала она.
Земля за 30 миллиардов
В свою очередь адвокаты подсудимой Елена Орешникова и Лариса Каштанова назвали обвинение незаконным и необоснованным «Выводы о хищении нелогичны, так как никто из фигурантов не получил деньги, и мы постараемся это доказать», — сказала Елена Орешникова. Защитница обратила внимание суда на то, что фирма «Премьер Эстейт» выплачивала проценты по кредиту в течение полутора лет, пока не было возбуждено уголовное дело. Всю задолженность по кредиту Банк Москвы взыскал в 2012 году в Арбитражном суде Москвы, и, в итоге, кредит был погашен за счет заложенного имущества — 58 га земли, которая, согласно выписке из кадастра, теперь стоит порядка 30 миллиардов рублей. «Действия, которые описала прокурор, не содержат состава преступления», — подытожила защитница. Следующее заседание по делу пройдет 23 сентября.