«Аэрофлот» отправляет за борт 2 тысячи человек
Лента новостей
В планах крупнейшей российской авиакомпании на ближайшие полгода — увольнение 2 тысяч сотрудников. Если спад в отрасли продолжится, работу могут потерять до 6 тысяч человек
«Аэрофлот» из-за отсутствия роста авиаперевозок готовится к масштабным сокращениям. В планах крупнейшей российской авиакомпании на ближайшие полгода — увольнение 2 тысяч сотрудников. Если спад в отрасли продолжится, работу могут потерять до 6 тысяч человек. Об этом в интервью информагентству Reuters заявил гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев.
Министр здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Голикова 17 сентября подтвердила факт увольнения «Аэрофлотом» сотрудников. «По последним данным мониторинга, поступившим к нам сегодня, в «Аэрофлоте» запланированы к высвобождению до конца этого года 2215 человек», — сказала министр.
Летние макроэкономические показатели в России позволили ряду экспертов усмотреть постепенное восстановление экономики страны. Однако глава «Аэрофлота», чьи перевозки находятся в прямой зависимости от уровня деловой активности, говорит, что нисходящий тренд еще не переломлен, передает информагентство.
«Когда видишь свет в конце тоннеля, надо быть уверенным, что это не свет встречного поезда», — посетовал глава «Аэрофлота», говоря о признаках восстановления экономики. — Тренд идет в сторону падения».
Виталий Савельев в качестве своей приоритетной задачи обозначил как снижение издержек «Аэрофлота», утверждая, что кризис — это хороший повод для сокращения разросшегося до 15500 человек штата. По его словам, авиакомпания уже уволила 500 человек. И за счет снижения издержек «Аэрофлот» смог сэкономить в этом году 859 миллионов долларов.
Основная причина таких радикальных увольнений в том, что «Аэрофлот» — это очень убыточная организация, считает председатель совета профсоюза авиационных специалистов «Аэрофлота» Виктор Клещенков. «У нее за прошлый год убытки от перевозочной деятельности составили 12 млрд рублей. Нужно принимать какие-то меры. Летчиков они не сократят, бортпроводников — тоже. Естественно, наземный персонал надо сокращать — сантехнический центр по обслуживанию самолетов и комплекс наземного обслуживания перевозок. Вот с этими структурными единицами вопрос сокращения сейчас и решается», — рассказал Клещенков Business FM.
Оптимизация структуры и затрат при таком падении перевозок, как у «Аэрофлотма», — это абсолютно нормальное явление, заявил в интервью Business FM глава компании «Финэкспертиза» Агван Микаэлян. «Этому даже можно поставить знак «плюс», потому что перевозки у «Аэрофлота» упали почти на 25% (цифры трехмесячной давности). Это очень большие потери, если учесть, что рентабельность авиакомпании в разы ниже, чем озвученная цифра. И надо что-то делать, нельзя компанию довести до банкротства», — рассуждает Микаэлян.
Кроме сокращения штата, возможные варианты оптимизации «Аэрофлота» очень капиталоемки. «Это могут быть новые двигатели, новые лайнеры, но момент сейчас не самый удачный для того, чтобы делать такие масштабные финансовые вложения. Да и надо понимать, откуда эти деньги брать. Но я думаю, что строить картину апокалипсиса не стоит, потому что максимум через год грузопоток восстановится», — говорит эксперт «Финэкспертизы».
По данным Росавиации, за семь месяцев года воздушные перевозки пассажиров в России снизились на 16,5%.
Заявления «Аэрофлота» о возможных увольнениях прозвучали на фоне прогнозов Международной ассоциации воздушного транспорта IATA, повысившей на днях прогноз по убыткам авиакомпаний до 11 млрд долларов по итогам 2009 года из-за топливных расходов и ослабления пассажирского спроса.
Даже если мы не увидим дальнейшего существенного снижения авиаперевозок, крупнейшая российская авиакомпания будет постепенно сокращать людей, считает аналитик ВТБ Капитал Елена Сахнова. «Если вы посмотрите на западные компании, то нормальным считается одна тысяча сотрудников на перевозку одного миллиона пассажиров. «Аэрофлот» сейчас перевозит около девяти миллионов пассажиров в год, то есть им нужно, чтобы у них было девять тысяч человек. В настоящее время в авиакомпании работает около 15 тысяч человек», — подсчитала эксперт.
Такие прогнозы подтверждаются ожиданиями российского правительства и уже объявленными массовыми увольнениями на российском автогиганте «АвтоВАЗ». Глава Федеральной службы по труду и занятости Юрий Герций ждет осенью рост официально зарегистрированной безработицы на 400 тысяч человек. «Массового сокращения, как было, к примеру, в январе, феврале, марте, такого не будет. Сокращение будет, но небольшое. Приток на рынок труда создадут не столько новые уволенные, сколько те, которые сейчас не зарегистрированы в центрах занятости и которые занимались летом своими дачами, сбором грибов, ягод, самостоятельной работой на полях. То есть это обычное сезонное явление», — уверяет он в интервью «Российской газете».
Глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова также уже предупредила региональные власти о том, что «не стоит радужно воспринимать сложившийся тренд снижения уровня регистрируемой безработицы». И поручила подразделениям своего министерства подготовиться в осеннему наплыву потерявших работу россиян.