Как застраховаться от валютных рисков
Лента новостей
Нефть марки Brent снова приблизилась к психологически важной отметке в 50 долларов за баррель. Накануне цена выросла почти на 3,5%. Из-за этого укрепился рубль. Как в связи с этим бизнесу хеджировать свои валютные риски, в проекте «Индекс риска» разбиралась Надя Грошева
Нефть то взлетает, то падает, из-за этого лихорадит рубль — в таких условиях что-либо планировать сложно. Минфину проще: когда цена на нефть падает, растет курс доллара, и наоборот. Поэтому в рублях цена нефти остается более-менее предсказуемой. По крайней мере, не надо пересчитывать каждый раз бюджет при резком изменении нефтяных котировок. Но не всем так повезло.
Способов застраховаться от валютного риска у компаний не так уж много. Все они связаны с производными инструментами. Основные: поставочный или расчетный форвард, опцион, фьючерс или своп.
Результатом хеджирования является не только снижение рисков, но и снижение возможной прибыли. То есть компании могут контролировать риск, но не избавиться от потерь.
Александра Терентьева из «Ведомостей» провела расследование «Как использование производных финансовых инструментов отразилось на реальном секторе». Оно было опубликовано этим летом. В нем — результат анализа отчетов 58 компаний (по МСФО) из основных отраслей промышленности, потребительского и телекоммуникационного сектора за прошлый (2014 г.) и начало этого года (I квартал и/или первая половина 2015 г.).
Больше всего из-за падения рубля на деривативах потеряли экспортеры. Для основной их деятельности слабость рубля — большой плюс, поскольку дает дополнительную прибыль при обмене валютной выручки. Но у большинства таких компаний есть обязательства в иностранной валюте. Эти риски компании хеджируют.
О крупнейшем убытке по операциям с производными финансовыми инструментами сообщила в отчете (по МСФО за 2014 г.) «Роснефть» — на 122 миллиарда рублей. Второй по размеру убыток от переоценки деривативов получила «Транснефть» — более 76 миллиардов рублей (76,4 млрд руб.). Далее следуют убытки НМТП и «Уралкалия».
«Аэрофлот» получает выручку в рублях и страхует валютные риски, связанные с расходами на обслуживание кредитов, приобретением сырья и материалов. Его убыток от деривативов — почти 27,5 миллиардов (27,4) рублей.
Теоретически, потери по хеджу восполняются экономией или дополнительными доходами от операционной деятельности. Но акционерам «Аэрофлота» и «Уралкалия» убытки, возникшие, в том числе, из-за потерь по деривативам, стоили дивидендов.
Несмотря на убытки, большинство опрошенных «Ведомостями» компаний не планируют отказываться от использования производных инструментов. Все-таки контроль за рисками и предсказуемые убытки — лучше, чем ставка на удачу и непредсказуемые убытки.