Вынужденная экономия: в кризис покупатели выбирают «однушки» и переезжают за МКАД
Лента новостей
Спрос на жилье в московском регионе держится за счет бюджетных предложений, главным критерием для совершения сделки остается цена
Экономическая нестабильность внесла существенные коррективы в вопрос соотношения спроса и предложения на рынке жилой недвижимости Московского региона. Количество сделок начало сокращаться, несмотря на то, что цены на недвижимость сейчас считаются довольно привлекательными, а государство расщедрилось на программу субсидирования процентной ставки по ипотеке. Впрочем, если верить данным Росреестра Москвы, катастрофического падения все же не произошло. В январе-июле 2015 года в столице было зарегистрировано порядка 11 тысяч сделок по ДДУ, что всего лишь на 9,1% ниже, чем за аналогичный период прошлого года. В Подмосковье дела обстоят еще лучше: в январе-июле 2015 года здесь зарегистрировано чуть более 57 тысяч сделок по ДДУ, что ниже прошлогодних показателей всего на 2,8%.
Юрий Комиссаренкодиректор департамента продаж ГК «МИЦ»«В сравнении с показателями предыдущего года отмечается снижение потребительского спроса, однако, мы видим, что Московская область сейчас по показателям в лучшем положении, чем Москва. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, проекты продолжают реализовываться и строительство, в целом, идет довольно активно. Не исключено, что после летнего периода, когда большую роль играет фактор сезонности, уже в начале осени покупательская активность еще больше возрастет. Опять же, в силу нестабильности валют, покупатели оживились, а застройщики вынуждены поднимать цены на жилье, и к этому нужно быть готовыми. По состоянию на конец лета 2015 года в Старой Москве в продаже находятся 358 корпусов новостроек, что на 15% больше, чем в декабре прошлого года. В Новой Москве в предложении находится 271 корпус новостроек (+6,3% к декабрю 2014 года), в Московской области — 1,1 тысячи жилых корпусов в продаже (+0,3% к декабрю 2014 года). Несмотря на ослабление экономики, объем предложения во всех территориальных сегментах продолжает при этом расти».
Однако кризис не мог не повлиять на размеры бюджетов, которыми располагают потенциальные покупатели. В Москве, где ценник по-прежнему довольно высок, по данным компании Est-a-Tet, наибольшей популярностью пользуются однокомнатные квартиры: более 50% заявок приходятся именно на них. Разумеется, такой выбор объясняется стремлением сэкономить. А вот в Подмосковье, где цены традиционно ниже, соотношение спроса на однокомнатные и двухкомнатные квартиры практически сравнялось.
Ирина Доброхотовапредседатель совета директоров «БЕСТ-Новострой»«Летом по-прежнему высоким спросом пользовались полноценные однокомнатные квартиры с кухней от 9 кв. метров, балконом и общей площадью от 40 до 45 кв. метров - такие лоты являются лидерами продаж преимущественно в новостройках Москвы. Также «однушки» востребованы в Подмосковье, особенно в привлекательных проектах, где квартиры предлагаются по низким стартовым ценам и, соответственно, есть высокий инвестиционный интерес. Второе место занимают двухкомнатные квартиры площадью 55-60 кв. метров, которые пользуются устойчивым спросом по причине доступного бюджета. В некоторых проектах двухкомнатные квартиры опережали по спросу «однушки» в связи с ограниченным выбором последних, а также по причине специальных, акционных скидок. При этом «двушки» большого метража (70+) оставались невостребованными практически во всех проектах».
Кризис 2008-2009 годов поспособствовал появлению тенденции к сокращению площадей квартир, что продолжает быть актуальным и сейчас. Подобная мера позволила создать в эконом и комфорт-классах разумное соотношение площадей и цен во избежание создания высокой стоимости объекта в целом.
По словам экспертов, за последние месяцы в сегменте массового спроса средние бюджеты практически не изменились: девелоперы не спешат повышать цены вслед за возросшим долларом, опасаясь, что спрос упадет еще сильнее. Кроме того, в Москве и в Подмосковье существенно снизилось количество сделок с полной единовременной оплатой: в некоторых комплексах они не превышают 10% от общего объема продаж, что однозначно свидетельствует о снижении покупательской способности населения.