Год с контрсанкциями: воспользовалось ли шансом сельское хозяйство?
Лента новостей
Продуктовое эмбарго стало ответом на иностранные санкции. Кроме того декларировалось, что эта мера даст шанс российскому сельскому хозяйству
Российскому продовольственному эмбарго год. 7 августа 2014-го правительство опубликовало перечень запрещенных ко ввозу продуктов из ЕС, США и некоторых других стран. Основные — это мясо, рыба, овощи, сыры, молоко.
Года для того, чтобы поднять сельское хозяйство, конечно, мало, поэтому оценивать, как повлияли 12 месяцев продэмбарго на российских производителей, довольно сложно. Однако есть статистика и мнения тех, кто непосредственно занимается сельским хозяйством или же связан с отраслью. Business FM брала данные Росстата только за этот год, когда уже можно было говорить о каком-то эффекте. За первый квартал более свежих данных пока нет — сельское хозяйство выросло почти на 3%, при том, что ВВП упал больше, чем на 2%. И вообще, сельское хозяйство — один из немногих секторов, который в России растет. Увеличились и доходы аграриев: положительное сальдо, то есть прибыль минус убыток, выросло в 2 раза. А в рыболовстве еще больше — в 2,3 раза. И на несколько процентов снизилось количество убыточных аграрных предприятий. Это сухие цифры, а вот мнение бизнеса:
Андрей Деллосресторатор«У нас иначе ничего не делается. Пока у нас петух не клюнет, мы не подвинемся. Так бы мы и продолжали, что, очевидно, невыгодно закупать в огромных объемах продукцию за границей. Также те, кто занимается этими закупками, душили бы. А как душили, это надо быть в области питания, где я как раз и нахожусь, чтобы знать до какой степени русский производитель просто убирался с этого рынка. Мы уже заключили прямые контракты с фермерами, которых воспитывали под себя. Результат — мы констатировали, что это вообще возможно».
Вернемся к статистике, на этот раз к обработке. При общем падении промышленного производства, отрасли, на которые непосредственно повлияли российские контрсанкции, растут. По данным Росстата за первое полугодие, год к году, производство мяса выросло на 13%, рыбы и рыбных продуктов почти на 6%. Овощей и грибов, консервированных в уксусе (маринованные огурцы, грузди и так далее) в России стали выпускать больше почти на 27%. В лидерах сыры — их выпуск увеличился на 27,5%. Наконец, посевные площади под овощи в России выросли на 1,7%.
И снова к личным впечатлениям. О взаимоотношениях российских производителей с торговыми сетями рассказывает гендиректор торгового дома «Братья Чебурашкины. Семейная ферма» Максим Макашов:
Максим Макашовгендиректор торгового дома «Братья Чебурашкины. Семейная ферма»«По личному опыту мы понимаем, что легче стало разговаривать с сетями: они идут навстречу, быстрее в принятии решения, то есть, конечно, это положительная сторона. С точки зрения отрицательной — на прилавках достаточно быстро появилось огромное количество игроков, причем далеко не самых качественных, и поэтому потребителю стало труднее разбираться. Когда на рынке появляется один или два новичка в течение года, это одно дело, а когда десяток-другой, то, конечно, это усложняет и выбор потребителя, и в то же время другим поставщикам также трудно себя показать в свете большого наплыва новых игроков».
Разумеется, негативных последствий тоже хватает. В первую очередь, за эмбарго россияне расплатились резкой инфляцией. За год с июня по июнь, по данным Росстата, еда в стране подорожала почти на 19%. Разумеется, воспользовались прекрасным шансом повысить цены поставщики продовольствия из стран, не попавших под российские санкции. И тогда продукты дорожали в полтора раза, а то и больше. Явно пытались заработать и ритейлеры. Лично я долго буду помнить кочанчик цветной капусты за 500 рублей в сетевом супермаркете.
Впрочем, не все отрасли показали рост: производство молока, например, в первом полугодии снизилось на процент. Фермеры на прямой линии с главой государства жаловались на низкие закупочные цены. На всю страну прогремела история с юной фермершей из Курской области, пообещавшей президенту сжечь урожай. Были жалобы на качество российских продуктов, тех же сыров с пальмовым маслом. А производителям осложнил жизнь дешевый рубль: оборудование, корма — иностранные.
Конечно же, одна из главных проблем — недоступность кредитов. Однозначных выводов нет, хотя большинство опрошенных представителей бизнеса поддерживают эмбарго.