Эпоха просвещения: современное искусство для всех и каждого
Лента новостей
Галерея «Триумф» вот уже почти 9 лет изо всех сил популяризует современных художников и, судя по количеству проданных произведений и проведенных выставок, у нее это неплохо получается
Несколько лет назад наша страна пережила настоящий бум современного искусства: как грибы после дождя начали появляться всевозможные площадки, пропагандирующие «актуальных» художников с их «самобытным» взглядом на мир. Посетителям подобных галерей оставалось лишь вопрошать «за что?», глядя на продающиеся за бешеные деньги невнятные произведения, в которых было скорее больше эпатажа, нежели художественной ценности. Поэтому неудивительно, что широкая аудитория по-прежнему относится к современному искусству скептически, так и не сумев сформулировать для себя объективный критерий его оценки.
А вот создатели галереи «Триумф» с этой задачей справились давным-давно и, судя по результатам, довольно успешно. Еще в 2006 году, когда проект только появился, было решено сделать ставку на качество работ. Для художников это означает, что на одних только оригинальных идеях и особом видении действительности здесь далеко не уедешь: необходимо также безупречно владеть выбранной для их воплощения техникой.
Серьезность своих намерений основатели галереи Емельян Захаров и Дмитрий Ханкин тут же продемонстрировали, впервые привезя в Россию работы одного из самых известных художников современности Демиена Херста, а год спустя устроив персональную выставку братьев Чепменов. Дальше – больше: в «Триумфе» основательно прописались самые известные российские художники вроде AES+F, Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, Алексея Беляева-Гинтовта и Recycle Group.
Деятельность галереи теперь не ограничивается только собственным пространством. Она также курирует экспозиции в России и за рубежом, развивает молодое искусство в проекте Launchpad и молодое видеоискусство в рамках проектов «Большие надежды» и «Отцы и дети», проходящих в ЦВЗ «Манеж». В ее арсенале есть и исследовательские этнографические выставки в некоммерческом подразделении «Department of Research Art», а также музейные выставки молодых художников «Молодые львы». В мае галерея представила две выставки российских мастеров AES+F и Recycle Group в рамках 56-й Венецианской биеннале.
Выбранная стратегия развития в итоге принесла свои плоды: галерея вышла на самоокупаемость, а это лучший показатель того, что выставляемые тут работы достаточно интересны публике, что на них находятся покупатели. И это притом, что «Триумф» работает без какой-либо господдержки, за свой счет печатает каталоги к каждой выставке и позволяет себе роскошь не брать с посетителей плату за вход.
Сумев удержаться на плаву, несмотря на многочисленные кризисы, и собрав вокруг себя наиболее значимых российских художников, галерея продолжает брать штурмом музейные пространства, поставив перед собой амбициозную цель всячески продвигать современное искусство в массы, делая его понятным для самой широкой аудитории. Уже этой осенью планируется проведение нескольких проектов в рамках 6-й Московской биеннале в ГМИИ им. А.С. Пушкина, в Мультимедиа Арт Музее и ЦВЗ «Манеж».
На собственной площадке галереи сегодня состоится открытие сразу двух выставок. Уже второй раз свои работы здесь представляет итальянский художник Алекс Фолла. Его экспозиция #Unknownmonk, или «Неизвестный монах» была создана под впечатлением от легенды о некоем монахе, расписывавшем древнюю церквушку в деревне Корноло. Автор постарался представить, что бы отразил на своих фресках средневековый живописец, если бы ему удалось переместиться в наши дни. В итоге, на полотнах художника причудливо смешались язычество и христианство, изрядно «испачканные» современностью. Архангелы у Фоллы «переодеваются» в привычные для нас костюмы, будь то Рафаэль в образе фельдшера, лечащий человечество от похоти и безнравственности, Варахиил, страж неба, облаченный в розовую военную униформу или Уриил, вдруг ставший кентавром и несущий свечу Веры и знания. Следующая композиция посвящена битве между Лапифами и Кентаврами, олицетворяющей противостояние диких инстинктов и культуры. На этом полотне, как и на некоторых других, можно узнать самого художника в образе Кентавра. Фолла, несмотря на весь полет фантазии, все же предпочитает не терять связь с реальностью, вдохновляясь, в том числе и тем, что его окружает, будь то узнаваемые атрибуты современной жизни или собственная жена художница Елена Траилина, представленная в образе Богоматери.
Кстати, автором второй открывающейся сегодня выставки в галерее «Триумф» под названием «Силуэты» выступает именно она. Елена, получившая художественное образование в Италии, работает в несвойственной для современных мастеров технике чеканки по сусальному золоту, которая использовалась для изготовления нимбов святых. Не зря ее работы представляют собой своеобразный микс из элементов окладов икон и той самой техники изготовления фресок, которую использовал Микеланджело в Сикстинской капелле. Современная история, рассказанная древним языком. На одном из полотен мы видим золотой силуэт полицейского, очертание которого напоминает распятого Христа, а он всего лишь преграждает дорогу тибетским монахам и женщинам в чадрах. Или те же самые женщины переходят улицу между четко прорисованными дорожными знаками, над которыми возвышается опять же выполненный в золоте древний город. Для тех, кто хоть как-то отслеживает современную социальную повестку дня, все эти символы говорят о вполне определенных ситуациях. Однако художница категорически отвергает подобный подтекст, заявляя, что все это лишь подсмотренные ею сценки на улицах, интересные лишь своими красками и формами. Что ж, в этом, пожалуй, и заключается прелесть искусства, которое каждый может трактовать так, как ему вздумается.