Ближе к народу: кризис подхлестнул спрос на квартиры-студии
Лента новостей
Но в общем объеме предложения их доля по-прежнему не превышает 8%
Минимальная площадь по минимальной цене — один из самых распространенных запросов, с которым сталкиваются риелторы и застройщики в кризис. Часть покупателей, еще вчера приценивающаяся к более просторному жилью, уже сегодня понимает, что средств на его приобретение катастрофически не хватает, а решать пресловутый квартирный вопрос надо, причем чем скорее, тем лучше. В такой ситуации малометражки по сходной цене становятся чуть ли не единственным выходом из положения.
Впрочем, первые студии в Москве появились не из-за экономических соображений, а как дань моде на «западный» тип жилья. Тогда речь шла всего лишь о перепланировке на вторичном рынке, сейчас же такие предложения больше характерны для новостроек. Как вспоминают эксперты, формат студий начал набирать популярность еще во времена кризисов 1998-го и 2008 годов, когда застройщики «на ходу» меняли планировки и предлагали более компактные по размеру квартиры. Эта тенденция продолжилась и в этом году, с той только разницей, что подобное жилье уже изначально закладывается в проект.
Софья Лебедевагенеральный директор компании «МИЭЛЬ-Новостройки»«Безусловно, в кризисное время спрос на малогабаритное жилье увеличивается, следовательно, возрастает спрос и на студии. На старте продаж они раскупаются в первую очередь, потому что это оптимальное решение для ограниченных в бюджете покупателей. Кроме того, покупатель может сэкономить до 30% на отделке из-за отсутствия стен и малой площади. А в дальнейшем коммунальные платежи будут минимальными. При этом интересно то, что спрос на студии ниже, чем на однокомнатные квартиры, так как они больше подходят для холостяков или семей без детей и обладают меньшим комфортом. Сейчас предпочли купить студии и те, у кого были небольшие денежные сбережения, и, боясь их потерять, люди вложились в студии. Среди покупателей много частных инвесторов, которые планируют в дальнейшем арендный бизнес. Сдать в аренду студию так же легко, как и однокомнатную квартиру. При этом доход можно сопоставить со сдачей в аренду «однушки». Таким образом, студии являются самым инвестиционно привлекательным объектом, их доходность достигает 8% годовых».
Впрочем, как бы ни был высок вынужденный спрос на студии, на них приходится не более 8% от общего объема предложения на рынке новостроек, причем по негласным правилам принято, что в доме их доля не должна превышать 10%. Квартиры-студии обычно предлагаются в монолитных и монолитно-кирпичных домах, а также в новых сериях панельных домов.
Однако, как известно, спрос рождает предложение, поэтому на сегодняшний день в «старой» и Новой Москве количество студий на первичном рынке увеличилось в 2,4 раза, и теперь они реализуются в 19 объектах. Причем площадь таких квартир стремительно уменьшается. К примеру, если в прошлом году минимальный метраж составлял 27,7 квадратного метра, то в этом он сократился до 19,76 квадратного метра.
Ирина Доброхотовапредседатель совета директоров «БЕСТ-Новострой»«Квартиры-студии предлагаются в основном в жилых комплексах эконом- и комфорт-класса. В сегменте новостроек бизнес-класса проектов с квартирами-студиями существенно меньше, и они в целом являются скорее исключением из общего правила. В элитном классе квартиры-студии предлагаются только в одном ЖК, но их доля от общего объема квартир элитного сегмента составляет меньше процента, зато площадь студий здесь достигает 77-78 квадратных метров. На рынке апартаментов доля студий доходит до 22% от общего объема предложения на первичном рынке. При этом наибольшая доля — 70,9% от общего объема студий-апартаментов на первичном рынке — экспонируется в бизнес-классе, в элитном классе экспонируется 1,5%, а в комфорт-классе — 27,6%».
При этом эксперты все же не склонны считать, что студии смогут составить более или менее серьезную конкуренцию тем же «однушкам»: такое жилье, несмотря на привлекательную стоимость, все же сильно ограничено по функциональным характеристикам, а это значит, что рассчитывать на широкую аудиторию здесь не приходится.