Хорошо забытое старое: советская эпоха в новом прочтении
Лента новостей
«Рабочий и колхозница» — один из знаковых монументов советской эпохи, уже давно перестал быть просто скульптурой, охраняющей Северный вход ВДНХ. Теперь это целый музейно-выставочный центр, готовящийся стать одной из ведущих культурных площадок столицы
Выставочный центр «Рабочий и колхозница» — одна из площадок Объединения «Манеж». Уже пять лет, почти сразу после окончания реставрации памятника, здесь на постоянной основе проходят всевозможные выставки и экспозиции. Но полноценно заявить о себе площадке удалось только в этом году, когда она впервые приняла участие в «Ночи музеев», продемонстрировав посетителям весь свой потенциал. А демонстрировать и правда есть что. Взять хотя бы само здание центра — постамент для скульптуры, о котором так мечтала автор «Рабочего и Колхозницы» Вера Мухина. Оно, хоть и в довольно усеченном виде, спроектировано по образу и подобию советского павильона, который представлял страну на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Система пандусов, расположенных вдоль окон высотой в два этажа, многочисленные фальш-стены и трансформирующиеся пространства выставочных залов, делают эту площадку уникальным местом для проведения выставок, инсталляций, перформансов и мастер-классов.
К примеру, уже с сентября здесь стартует проект школы «2morrow+Манеж», который будет включать в себя образовательные лекции по киноискусству с просмотрами фильмов по специальной программе.
А ближе к декабрю на первом этаже здания откроется экспозиция «Рабочий и колхозница. Личное дело», посвященная как самой скульптуре, так и ее создательнице. Посетители смогут увидеть уникальные архивные документы, рассказывающие о том, как идея монумента воплощалась в жизнь, как он стал одним из олицетворений Советского Союза и как автор пыталась спасти его от забвения.
А пока в центре «Рабочий и колхозница» проходят сразу три разноплановые экспозиции. В первую очередь это масштабная выставка «Русский авангард: от рассвета до заката. Из собрания Ю.М. Носова», которая занимает целых два зала. Здесь представлены живопись, графика и скульптура авангардистов и художников Парижской школы российского происхождения, созданные в период с середины 1910-х до 1940-х годов. Коллекция из более чем 250 работ, позволяет проследить что находилось в фокусе внимания художников, работавших с оглядкой на советскую пропаганду, какими тонами они передавали дух того времени и какие сюжеты были актуальны в эпоху становления нового государства. При этом у посетителей появится шанс попасть на экскурсию к Юрию Носову, который расскажет о судьбе каждого экспоната и раскроет секрет, как ему удалось заполучить в свое собрание работы Казимира Малевича.
К экспозиции с мрачным названием «Период дожития», взятым из отчетов Минздрава и Пенсионного фонда, ведет потрепанный половичок из дома престарелых, обитатели которого и представлены в работах автора выставки, фотокорреспондента Константина Чалабова. Потертый ковер, допотопный телевизор, несмотря на «рогатую» антенну, транслирующий разве что помехи, и убогое кресло с самодельным покрывалом, расположенные прямо в зале, позволяют хотя бы отчасти представить себе быт стариков, оставленных своими родными. Но далеко не все представленные здесь фотографии столь же пессимистичны. Судя по описаниям, сопровождающим каждую из них, мечтать, надеяться и даже любить можно в любом возрасте, даже находясь в казенном доме.
Третья выставка под названием «Техника быстрого прохода через меняющуюся атмосферу», наоборот, отдана на откуп молодому поколению выпускников Британской Высшей Школы Дизайна. Ее куратор - Кирилл Преображенский, предложил им поиграть в прятки в пределах Басманного района Москвы и отыскать привычные для городского пейзажа детали, которые не бросаются в глаза, но создают его неповторимый колорит. В итоге, изначальная задумка вышла за рамки фотографии, воплотившись в коллажи, видео, флаги и даже фотоскульптуры и став еще одной иллюстрацией современного искусства, которое каждый может трактовать по-своему.
Впрочем, в центре «Рабочий и колхозница» действо происходит не только внутри выставочных залов, но и на крыше, прямо у подножья скульптуры. Здесь начал работать проект «В небе над Москвой», в рамках которого по средам и четвергам проходят концерты для любителей джаза и электронной музыки. В эти дни смотровая площадка превращается в музыкальную лабораторию, где в практически химическую реакцию вступают техно, нью-эйдж и трип-хоп в интерпретации российских исполнителей и саунд-дизайнеров.
Но «В небе над Москвой» — это не просто концерты, а целые перформансы, сопровождающиеся видеоинсталляциями и световыми эффектами, и все это с одним из лучших видов на вечернюю столицу. Крыша центра вмещает до 250 человек, поэтому вечеринки получаются не безликими, а камерными: здесь можно не только послушать музыку и потанцевать, но и обменяться впечатлениями с любым из присутствующих.