Падение Олимпа. История дефолтов сквозь греческую призму
Лента новостей
Афины могут объявить дефолт 30 июня, то есть остались уже не дни, а считанные часы. За последние десятки лет суверенные дефолты пережили несколько стран
Если говорить о дефолте Греции, счет пошел на часы. Власти страны не станут перечислять Международному валютному фонду 1,6 млрд евро в рамках погашения кредита. Об этом сообщил агентству Reuters представитель греческого правительства. Стоимость страхования на случай банковских дефолтов взлетела на европейских рынках. Об этом пишет Bloomberg, отмечая, что индекс дефолтных свопов подскочил на 20%, и это рекордный рост со времен финансового кризиса.
В мире не так много развитых стран, которые за всю свою историю ни разу не объявляли дефолт. Отказывались платить по долгам Германия, Франция, Испания. Несколько раз балансировали на грани дефолта — и не только технического — США. За последние два десятилетия банкротами становились Мексика, Россия, Аргентина, Уругвай. В Исландии во время финансового кризиса 2008 года банки отказались от выплаты зарубежным вкладчикам 85-ти миллиардов долларов. А после референдума эти деньги не стали компенсировать и власти страны. Не все экономисты называют это дефолтом. Исландию вспомнить важно, потому что как и Греция — это Европа. Хотя Греция гораздо крупнее: 10 миллионов жителей, в Исландии всего 323 тысячи, так что масштабы бедствия разные.
Во всех перечисленных странах дефолты сопровождались девальвацией национальных валют, что, как правило, шло на пользу экономикам. У Греции ситуация уникальная, констатирует завотделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН Яков Миркин.
Яков Миркинзаведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН«В случае с Исландией, с Россией, с Аргентиной у страны имелась возможность управлять собственной валютой. Впервые в истории это дефолт страны, которая не может распоряжаться собственной валютой. Она может распоряжаться бюджетом, может формировать его, может формировать государственный долг, но у нее связаны руки с точки зрения выпуска собственной валюты. Это очень необычно, потому что обычно из дефолтов страны выходят девальвацией, инфляцией и на этой основе — реструктуризацией собственного долга. Но здесь это невозможно, потому что девальвировать евро Греция не может».
В Аргентине кризис сопровождался массовыми беспорядками, мародерством, десятками погибших. Это помимо падения ВВП в 3 раза и четверти безработного населения. У страны есть привычка к дефолту: восемь банкротств в истории, два из них в этом веке, последнее в прошлом году. Россия в 98-м объявила дефолт второй раз в истории. Первый был в 1918-м, это тоже уникальная ситуация — страну не признавали, она не платила по долгам и национализировала зарубежную собственность. В конце 90-х государство отказалось от обязательств лишь по краткосрочным облигациям и перешло на свободный курс нацвалюты. Держатели ГКО в тот раз потеряли деньги, но до этого инвесторы очень хорошо зарабатывали на высокодоходных российских бумагах. Через два года после дефолта отечественная экономика выросла на 10%. Как разные страны переживали банкротства, вспоминает начальник аналитического отдела «Лайф капитал» Валерий Пивень.
Валерий Пивеньначальник аналитического отдела «Лайф капитал»«Если про Россию — можно говорить об определенном импульсе к развитию. Но здесь, как мне кажется, во многом были реализованы все те возможности, которые существовали в России и до дефолта. В Аргентине было довольно тяжело, и сам дефолт привел к жестким последствиям. Говорить, что аргентинская экономика процветает, нельзя, об этом свидетельствует второй дефолт, который страна допустила в прошлом году. Здесь многое зависит от того, насколько экономика управляемая, какие в ней заложены внутренние возможности развития. Говорить о том, что есть единый выход из дефолта и всем от него будет хорошо — наверное, нет».
Кризис в Греции имеет схожие черты с событиями в других дефолтных странах. Как и Рейкьявик, Афины затеяли референдум. Кстати, что касается Исландии, то ничего страшного, как и хорошего, с ее экономикой за 8 лет не произошло. А долги зарубежным вкладчикам в итоге погасили иностранные правительства. Мексике в середине 90-х помогли МВФ, США, Канада и другие страны и организации. Экономисты тогда очень опасались цепной реакции в Латинской Америке, это явление тогда прозвали «эффект текилы». Чего сейчас боятся и в Евросоюзе — вспыхнуть может в Португалии, Ирландии, Испании. 20 лет назад Мексика получила 50 миллиардов долларов, и, пройдя через инфляцию в 50%, в нулевых годах экономика постепенно оправилась. Грецию финансовая помощь ЕС и МВФ не спасла, скорее, наоборот. Все дефолтные страны несчастливы по-разному.