В поисках $1,5 трлн нефтяных денег
Лента новостей
Глава «Роснефти» Игорь Сечин на ПМЭФ поинтересовался, где в мировой экономике аккумулировалась разница в цене нефти после резкого падения стоимости углеводородов
Кроме того в рамках XIX Петербургского международного экономического форума российская госкорпорация подписала рекордное количество соглашений. Обзор новостей ТЭК, пришедших из Петербурга, по материалам программы «Нефть».
Основные сообщения из Санкт-Петербурга, связанные с ТЭК, пришли от генерального партнера форума, крупнейшей российской нефтяной компании «Роснефти». Госкорпорация на берегах Невы заключила рекордные 58 соглашений, это больше четверти от всех документов, подписанных на форуме. Как сообщили в компании, некоторые соглашения носят ключевой характер. Эксперты особо отмечают, что они касаются как внутреннего, так и внешнего рынков.
Эльдар Касаевчлен экспертного совета Союза нефтегазопромышленников РоссииПоражает география этих игроков. Это и страны Латинской Америки - Венесуэла, азиатские партнеры, прежде всего Китай, это европейские: французские, итальянские партнеры. Здесь очень большой плюс, в том, чтобы показать Западу, что у нас запас прочности есть. В свою очередь иностранцы, заключив сделки с Роснефтью, также показывают свою лояльность России, готовность с ней сотрудничать. Здесь очень хорошая тенденция: компании готовы работать друг с другом, несмотря на возможные штрафы, какие-то палки в колеса со стороны зарубежных властных структур.
Кратко перечислим основные сделки. «Роснефть» купит у французской Total 16,7% эффективной доли в нефтеперерабатывающем заводе в немецком городе Шведт. Российская компания и British Petroleum договорились о реорганизации своего совместного предприятия ROG, владеющего долями в немецких НПЗ.
На форуме стало известно, что «Роснефть» может купить 30% в дочернем предприятии корпорации ChemChina. Кроме того, отечественная компания будет поставлять китайскому партнеру нефть, в Петербурге подписан прямой контракт.
Наконец, одна из самых обсуждаемых сделок форума: британская ВР покупает у «Роснефти» 20% «Таас-Юрях нефтегазодобычи», развивающей месторождения в Восточной Сибири.
Елена Забеллонезависимый эксперт по ТЭКВ Восточной Сибири у нас открыты огромные ресурсы, но их освоение очень сложно, поскольку там практически нет инфраструктуры. Договоренность и соглашение «Роснефти» и ВР - это очень важно. Поскольку это предусматривает не только участие ВР с точки зрения технологий или просто вложений, но и создание совместной инфраструктуры. И кроме всего прочего, «Роснефть» и ВР займутся совместно геологоразведкой в рамках зоны рядом расположенных месторождений на очень большой площади. Как сообщала «Роснефть», это 115 тысяч квадратных километров, это очень много.
Аналитик напоминает, что РФ намерена существенно увеличить поставки нефти в КНР. Соответственно, развитие проектов в близкой к Китаю Восточной Сибири особенно важно, так как это позволит не транспортировать ресурсы из других регионов.
Сумма сделки «Роснефти» с ВР $750 млн, как сообщили «Ведомости», это в полтора раза больше, чем ожидал рынок. Кроме того, в проекте может появиться еще один зарубежный партнер. «Роснефть» в Петербурге подписала меморандум с китайской компанией Skyland Petroleum. Она может получить долю почти в 30%. И, как считают эксперты, заплатить за нее миллиард долларов – оценка основана на сумме сделки с ВР.
В интервью телеканалу «Россия 24» глава «Роснефти» Игорь Сечин отметил, что наряду с государственными нефтегазовыми компаниями Китайской Народной Республики все больше активности стали проявлять и частные инвесторы из КНР, в том числе и Skyland Petroleum.
Однако, по словам Сечина, есть и другие компании, заинтересованные в этом проекте, «Роснефть» же готова работать со всеми. Топ-менеджер заявил, что «с точки зрения эффективности рыночных подходов корпорации важна долгосрочность, доверие, которые должны сложиться между партнерами, учет взаимных интересов».
Одним из ключевых мероприятий петербургского форума стал саммит глав энергетических компаний, с участием руководителей крупнейших мировых холдингов. Интересную макроэкономическую тему с оттенком философии поднял главный исполнительный директор ВР Роберт Дадли.
Он заявил, что отрасль постепенно выходит из резкого шока после падения нефтяных цен. Его последствия топ-менеджер оценил в $1,5 трлн, которые ушли от поставщиков к потребителям. И задался классическим вопросом: где деньги? Мысль коллеги на энергетическом саммите продолжил глава «Роснефти».
Игорь Сечинпрезидент ОАО «НК «Роснефть»Резкое падение нефтяных цен привело, как отметил мой коллега и партнер Боб Дадли, к переносу примерно $1,5 трлн (в годовом исчислении) от поставщиков к потребителям. Однако мы не видим сколь-нибудь значимого эффекта ускорения мировой экономики. Значит, как мы и отмечали ранее, дело совсем не в нефтяных ценах - экономику тормозят накопившиеся в ней огромные дисбалансы, долги и другие факторы, лежащие вне энергетики. Получается, что в мировую экономику сейчас включен фактор ее субсидирования за счет одного ее сектора - потому что происходящее в последние месяцы далеко от нормального ценового равновесия и грозит серьезными негативными последствиями.
Глава «Роснефти» также задал вопрос: где аккумулируется масштабный финансовый переток от поставщиков энергоресурсов, который не приводит к росту реальных секторов экономики? И добавил, что эта тема требует серьезного финансово-экономического анализа.
Мы задали этот вопрос аналитикам. В ответ они обратили внимание, что участники энергетического рынка регулярно обсуждают изменение цен на нефть, делают прогнозы, которые основаны на различных событиях, как в экономике, так и политике.
К примеру, актуальная цена последних дней за марку Brent $63 за баррель. На днях Bloomberg сообщил о небольшом снижении стоимости «черного золота» на фоне укрепления доллара. Однако падение цен, по данным издания, сдерживается ожиданиями снижения производства нефти в США. Возможно, искать «пропавшие» по мнению нефтяников $1,5 трлн нужно, учитывая факт непосредственного влияния новостей на ценообразование нефти, говорят специалисты.
Эльдар Касаевчлен экспертного совета Союза нефтегазопромышленников РоссииНа рынке нефти очень много спекуляций. Спекуляций с котировками, на фьючерсных контрактах, то есть поставках нефти в будущем. Трейдеры, продающие нефть, цепляются за те или иные поводы, связанные с рисками. Политическими - государствами Ближнего и Среднего Востока, с рисками, касающимися спроса, это азиатские рынки, которые мы отслеживаем. Если китайская экономика или японская растут не теми темпами, которых от них ожидали, сразу же котировки реагируют на это. Это и ситуация в США, прежде всего их коммерческие запасы углеводородов. Сейчас мы видим, что превышение мирового предложения над спросом незначительно в глобальном объеме, но цены очень резко упали, если взять годовой промежуток времени. И здесь, на мой взгляд, имеются определенные махинации.
Президент «Роснефти» Игорь Сечин сделал еще одно важное заявление. Ссылаясь на данные американских аналитиков, он предположил, что к 2035 г. нефть будет стоить в районе $170 за баррель. Часть опрошенных экспертов затруднились прокомментировать прогноз топ-менеджера, ссылаясь на слишком длинный временной горизонт. Но, по мнению некоторых аналитиков, ничего нереального в такой цене на углеводороды через 20 лет нет.
Лев Сныковпартнер компании «Greenwich Capital»Конечно, такая цена вполне возможна. Существуют разные теории относительно развития рынка нефти. Начиная от того, что нефть – это вымирающий товар и постепенно будет заменен другими энергоносителями, и вплоть до того, что нефти очень мало, мир не успеет перейти на новые энергоносители и это выльется в рост стоимости. Но, в конечном счете, все определяется балансом спроса и предложения на горизонте 2-3 лет, не более. Поэтому, если в какой-то момент станет очевидным, что добыча не закрывает спрос на этом горизонте, то нефть может подняться выше 100 долларов.
Здесь нужно учитывать еще один фактор, отмечают аналитики: Россия приступила к разработке арктического шельфа. События прошлого года несколько спутали планы, но ранее коммерческую добычу нефти в Арктике собирались начать в 2025 г. Есть несколько точек зрения по поводу рентабельности шельфовых месторождений, но нынешняя стоимость нефти уж точно за ее гранью. Так что вопросы о цене сырья через одно-два десятилетия может быть и риторические, но уж точно не праздные.