Self Made. Антон Гладкобородов — основатель Coub
Лента новостей
Предприниматель рассказал Business FM о создании нового медийного формата, сложностях, с которыми можно столкнуться в российской IT-сфере, а также о том, как решаются проблемы с авторскими правами
Их называют по-разному: и «коубы», и «кубы» и даже «кубики». Десятисекундные зацикленные видеоролики с несинхронным звуком. Спустя три года после появления проекта в Сети не утихают споры по поводу произношения. С того, как все-таки правильно это называется, и начался наш разговор с сооснователем Coub.com Антоном Гладкобородовым.
Антон Гладкобородовсооснователь Coub.com«Это сложный вопрос. Coub по-английски, скорее через «у», но в русском языке это звучит странно, поэтому все говорят «коуб». Изначально было немного другое название — «коб», но мы не нашли для него подходящее доменное имя. В офисе мы очень долго говорили «коб», но это внутренний сленг, не более того».
Идея создать новый медийный формат появилась в 2010 году, вспоминает Антон, во время работы над компьютерной игрой. Тогда разработчикам присылали анимации длиной в полсекунды. Чтобы их посмотреть, приходилось ставить проигрыватель на бесконечный повтор. Над коубами начали работать в 2011-м, запустились через год. Получили вирусное распространение и первый миллион пользователей. В следующие три года аудитория выросла — до 50 миллионов человек в месяц. Сейчас, когда Антон говорит о будущем проекта, он называет цифру в миллиард пользователей и добавляет: «Зачем скромничать?»
«Если посмотреть на формат, то он очень емкий. Entertainment всегда привлекает большую аудиторию, но коубы можно использовать в разных проявлениях. Например, можно сделать панораму, которая все время будет крутиться по кругу в коубе. Можно сделать motion-постеры для кинотеатров. Это уже вопрос воображения. К этому можно подходить просто как к смешным вещам. С другой стороны, если думать об этом как о формате, коубам можно находить совершенно разные применения в зависимости от той области, которой вы занимаетесь».
Сам Антон говорит, что компания постоянно ищет новые формы для монетизации трафика.
«В любом случае, надо думать про новые форматы. Это сложная штука для заработков в чистом виде. Не хочется просто зависить от рекламы. Хочется, чтобы это было «нативно», комфортно для пользователей и для проекта, и для рекламодателей. Мы ищем формы, которые очень хорошо бы работали именно на нашей площадке».
Коубы делают сами пользователи проекта. Достаточно найти видео, звук и загрузить все на сайт. Это легче, чем написать сообщение в Twitter, говорит Антон. А мне интересно, как проект решает проблему с авторскими правами. Все-таки большая часть исходных роликов и звуковых дорожек не принадлежит создателям коубов.
«Мы работаем по DMCA (американский Закон об авторском праве в цифровую эпоху — BFM.ru), то есть если кто-то обращается с «квелом» (заявлением об авторских правах), мы удаляем контент с сайта. Так работает законодательство, причем не только у нас, во многих странах. Были, конечно, большие «клэмы» (требование об удалении материалов, нарушающие авторские права). Они, в основном, поступают от спорта. Пока шли Олимпийские игры, каждый день присылали «клэмы» об удалении какого-то количество коубов. И когда был чемпионат мира по футболу, в целом, было все то же самое».
Спрашиваю, что он думает по поводу нового антипиратского закона и права навсегда закрывать сайты? Найдутся недоброжелатели, несколько жалоб, и можно потерять проект. Антон отвечает, что есть много способов, чтобы закрыть бизнес или надавить на предпринимателей:
«Я бы не сказал, что вести бизнес в России — это очень комфортное и легкое дело. С одной стороны, большой свободный рынок является пустым. С другой стороны, нет никаких способов защиты частной собственности. Нет инструментов судебных нормальных, чтобы можно было отстаивать свои права. На самом деле там много проблем. Если бы только дело было в одном законе».
Самая большая проблема, по мнению Антона, — непредсказуемость правил для бизнеса. Сегодня ты работаешь, а завтра появится закон, который уничтожит твое дело.
«Бизнес устроен так, что ты всегда думаешь о рисках, которые ты несешь. Рисков в России на порядок больше, чем в других страна. Риски прежде всего связаны с тем, что ты не знаешь, что произойдет завтра. Мы говорим о законе, который был принят недавно. А через неделю может быть принят еще более скользкий закон. Сейчас принимают закон, который может убить наполовину бизнес «Яндекса» и Google в России, и они не знают, что произойдет послезавтра, после этого».
Все это приводит к тому, что у людей все чаще появляется желание либо переехать за рубеж, либо перенести туда часть бизнеса, говорит Антон. А если все так не просто, почему же в России появляется так много IT-проектов?
«В России сейчас фактически нет социальных лифтов, кроме того, как заниматься IT. Поэтому такое большое количество IT-проектов. Там больше денег, там проще зарабатывать. На худой конец, ты будешь product-менеджером, дизайнером, разработчиком, который будет зарабатывать нормальные деньги. В любом случае, ты будешь нормально жить».
В то же время, по словам Антона, российский IT-рынок далек от насыщения: не хватает ни специалистов, ни инвесторов.
«Проблема не в том, как начать, проблема в том, что нет выхода. В России не может нормально существовать рынок технологичных проектов. Проектов, которые не только развивают какой-то e-commerce, либо проектов для конечного потребителя. Задача любого инвестора — заработать деньги. У него нет задачи вложиться в тебя и жить потом на выплаты дивидендов. У него задача — через пять лет получить выход из компании через IPO или через покупку другим игроком. Если нет выхода, рынок тут же умирает и схлопывается сам в себя».
В конце встречи я попросил Антона дать совет тем, кто хочет начать свой бизнес в России.
«Берешь и делаешь. Нет никаких секретов. Все думают о том, как, что делать? На самом деле, ни у кого нет ответов, никто ничего не знает. Завтра будет неизвестно что! Поэтому, берешь и делаешь. Никаких сложностей».
Сложности все в голове, заключил Антон.