По словам экспертов, «Украина будет просить цену около 200 долларов уже на конец года». 29 июня Москва предложила цену 247,18 доллара за тысячу кубометров
Россия, Украина и Еврокомиссия согласовывают совместное заявление по итогам трехсторонних переговоров по газу. Об этом сообщил журналистам источник в российской делегации. Ранее ТАСС, ссылаясь на украинского участника переговоров, сообщало, что встреча в Вене завершилась безрезультатно. Стороны не пришли к соглашению ни по одному из обсуждавшихся вопросов, и по итогам переговоров не будет подписано никаких документов.
Центральная тема переговоров — вопрос закачки необходимых объемов газа в подземные хранилища газа Украины для обеспечения транзита в осенне-зимний период. Также планировалось обсудить возможность финансовой поддержки Евросоюзом закупки газа для Украины. Почему стороны не пришли к соглашению по поставкам газа на Украину? Business FM обсудила это с партнером консалтинговой компании RusEnergy Михаилом Крутихиным.
Какая-то противоречивая информация. С одной стороны, источник, вроде бы украинской делегации, говорит, что не договорились ни по единому пункту, потом появляется заявление от другого источника в российской делегации о том, что все-таки идет согласование. По вашим ощущениям, все-таки договорятся или нет?
Михаил Крутихин: Я думаю, что переговоры еще довольно долго будут идти, но есть опасения, что не договорятся по самому главному моменту, по закачке газа в подземные газовые хранилища на Украине.
А в чем там проблема?
Михаил Крутихин: Непонятно, кто будет платить за этот газ. Украина за него платить не собирается. Если она будет покупать газ, то для того, чтобы закачивать туда запас себе на зиму. «Газпром» тоже пока не собирается платить за этот газ. Чтобы держать свой собственный газ на украинской территории, тут уж как-то даже политические убеждения российских руководителей мешают. А в Европе не понятно, будут они платить? Нужно, чтобы какие-то энергетические компании, у Еврокомиссии денег на это нет, согласились вдруг платить за то, чтобы закачивать газ на Украине в эти подземные хранилища.
Но ведь Европа сама заинтересована в этой закачке.
Михаил Крутихин: Европа заинтересована, но абстрактное понятие Европа должно включать конкретных людей, которые будут платить конкретные деньги за это, а таких пока охотников серьезных не находится. Во-первых, экономическое положение Украины вызывает сомнения в том, что можно хоть что-то туда сейчас вкладывать, а, во-вторых, Европа два года подряд практически обходилась минимальным отбором газа из украинских хранилищ, если вообще в прошлом году что-то отбирала. И годы были теплые, и сейчас как-то расслабились и решили, что, может быть, этот запас как-то и не нужен будет, обойдемся без него.
Допустим, сегодня ни о чем все-таки не договариваются и никаких документов не подписывают. Что дальше?
Михаил Крутихин: А дальше будут новые раунды переговоров. Некоторые проблемы, я думаю, уже решены. Такие проблемы, как оплата Украиной российского газа для собственного потребления. То есть ежемесячно Украина переводит какие-то деньги, и в результате такой предоплаты «Газпром» поставляет определенное количество газа. Что касается транзита, тут тоже все понятно, поскольку президент России объявил, что никакого прекращения транзита не будет даже после 2019 года, когда истечет соглашение по транзиту, так что здесь все понятно. Непонятно только, будет ли холодная зима и потребуется ли газ, который предполагают закачать в объеме до 19 млрд кубометров в украинские подземные газохранилища.
Вы говорили про ПХГ, а вот что касается цены для газа, которую Россия предполагает, 247 долларов на третий квартал. Думаете, с этим проблем не возникнет?
Михаил Крутихин: Я думаю, что не возникнет, поскольку это примерно та самая цена, которая сейчас существует в Европе на торговых площадках, и Украине все равно будет, откуда покупать, либо от каких-то компаний, которые могут поставлять этот газ через Словакию, Польшу, Румынию, Венгрию или у «Газпрома». Так что тут все равно, кому платить, и цена будет примерно одинаковой. Украина хотела бы выторговать себе дополнительную скидку, но Россия уже объявила, что ее не будет.
Перед началом встречи в Вене глава украинского Минэнерго Владимир Демчишин заявил, что намерен обсудить размер скидки на газ, предоставленной Россией на третий квартал. Он не ответил на вопрос журналистов, какую цену считает приемлемой, но сказал, что Украина уже представила свои предложения Еврокомиссии. В свою очередь, министр энергетики России Александр Новак сказал, что решение о скидке принимает российское правительство. Здесь не требуется никакого согласия Киева, добавил он.
Россия предложила Украине скидку на газ в третьем квартале в размере 40 долларов за тысячу кубов. С учетом дисконта стоимость газа составит 247 долларов. Можно ли назвать эту цену приемлемой? Отвечает основатель проекта «Смол Леттерс» Виталий Крюков: «Это примерно цена по рынку, это сопоставимо с тем уровнем, который сегодня есть в Польше, поэтому 250 долларов — это вполне адекватная рыночная цена. В принципе, это добрая воля правительства давать эту скидку. Но и так были сделаны шаги навстречу Украине, была предоставлена скидка с учетом падения цены, и понятно, что она была меньше, чем 100 долларов. Но, честно говоря, Украина и не ожидала большой скидки, потому что еще до официального выхода постановления правительства с ценой, Украина хотела покупать газ у нас ниже 250 долларов. Поэтому, в принципе, вот та озвученная цена, она вписывается в ориентиры Украины. Я не думаю, что Украина ожидала увидеть цену ниже, чем 200 долларов в третьем квартале. Скорее всего, Украина будет просить цену около 200 долларов уже на конец года».
По сведениям «Интерфакса», Украина требовала от России подписать обязывающий протокол по газу, аналогичный тому, который был подписан в октябре прошлого года при согласовании зимнего пакета. Российская сторона отказалась. В российской делегации считают, что можно работать и без подписания обязывающего протокола.
Согласно последним данным, Украина рассчитывает, что соглашение по газу будет достигнуто до октября и не планирует покупать топливо до заключения договора с Россией.