16+
Воскресенье, 24 ноября 2024
  • BRENT $ 75.28 / ₽ 7722
  • RTS792.67
16 июня 2015, 14:52 Право

Дело четверых «стрелочников» из метро дошло до суда

Лента новостей

Генпрокуратура утвердила обвинительное заключение и направила в Дорогомиловский суд Москвы уголовное дело об аварии в столичном метро прошлым летом. Тогда погибли 24 человека, около 200 были ранены

15 июля 2014 произошла авария в тоннеле между станциями «Славянский бульвар» и «Парк победы» на Арбатско-Покровской линии.
15 июля 2014 произошла авария в тоннеле между станциями «Славянский бульвар» и «Парк победы» на Арбатско-Покровской линии. Фото: фото с мобильного телефона/ Варя Валовиль/ТАСС

Перед судом предстанут четверо. Анатолию Круглову, Валерию Башкатову и Юрию Гордову и Алексею Трофимову вменяется «нарушение правил безопасности движения и эксплуатации метрополитена, повлекшее смерть двух и более лиц» (ч.3 ст.263 УК РФ). Защита намерена добиваться вынесения фигурантам оправдательного приговора. Расследование в отношении еще 9 человек продолжается.

О завершении расследования против четверки фигурантов стало известно еще в декабре прошлого года. С тех пор обвиняемые знакомились с материалами дела, которое составило 123 тома.

В минувший четверг, 11 июня, защитникам обвиняемых сообщили, что дело передано на утверждение в Генпрокуратуру, а уже сегодня заместитель генпрокурора Юрия Чайки Виктор Гринь подписал его и направил в Дорогомиловский суд Москвы — по месту совершения преступления.

В ходе предварительного слушания защита намерена поставить вопрос об освобождении обвиняемых из-под стражи, под которой они находятся уже почти год.

Трагедия в метро

Директор по производству субподрядной организации ООО «Спецтехреконструкция» Анатолий Круглов, заместитель начальника дистанции капитального ремонта службы пути Московского метрополитена Алексей Трофимов, старший дорожный мастер службы пути Московского метрополитена Валерий Башкатов и помощник мастера Юрий Гордов оказались в СИЗО в конце июля прошлого года. Следственный комитет России пришел к выводу, что именно они стали виновниками трагедии.

Она произошла 15 июля 2014 года в 8:35 утра на перегоне между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар» Арбатско-Покровской линии. Тогда вагоны поезда сошли с рельсов, врезавшись в стенку тоннеля. По данным следствия, причиной аварии стало ненадлежащее исполнение работ по строительству стрелочного перевода на строившуюся Калининско-Солнцевскую линию. Один из остряков стрелки зафиксировали обычной 3-миллиметровой проволокой, которая порвалась. В результате трагедии 24 человека погибли, 188 были ранены. Ущерб от катастрофы составил 331,7 миллиона рублей.

Всем четверым предъявили обвинение в «нарушении правил безопасности движения и эксплуатации метрополитена, повлекшем смерть двух и более лиц» (ч.3 ст.263 УК РФ). Эта статья предусматривает наказание на срок до 7 лет лишения свободы. В ходе следствия лишь один из фигурантов, Анатолий Круглов, решил признать вину. Однако Генпрокуратура не утвердила заключенную им сделку со следствием. К концу расследования Круглов также заявил о непричастности к трагедии. «Это безумие признавать себя в том, в чем он невиновен. Круглов поезда не пускал, акт сдачи-приемки работ Метрополитеном не был подписан. Какая его вина? Его вины быть не может», — прокомментировал BFM.ru предъявленное Круглову обвинение его адвокат Александр Гусев. Он признался, что на сделку со следствием его клиент решил пойти по совету другого защитника, который, по его мнению, поступил неверно.

Доказательства вины

Вместе с тем, по данным Следственного комитета России (СКР), вина Круглова, Башкатова, Трофимова и Гордова была доказана. Она подтверждается совокупностью собранных доказательств. Среди них СКР называет заключения комплексных железнодорожно-технической, трасолого-металловедческих, компьютерно-технической, фото-видеотехнических экспертиз, а также информационно-технической экспертизы регистраторов параметров движения поезда и процессоров. Также в основу обвинения легли показания самих обвиняемых, потерпевших, свидетелей, специалистов и экспертов, протоколы осмотров места происшествия и другие доказательства. «Следствием собраны достаточные доказательства совершения преступления», — говорится в официальном заявлении СКР.

Впрочем, с этим категорически не согласна защита фигурантов. Так, по мнению адвоката Валерия Башкатова Сергея Князькина, следствие не изучило все возможные причины трагедии. Среди них — неисправность подвижного состава и возможное нахождение посторонних предметов на путях.

Альтернативные версии

Адвокат намерен ходатайствовать в суде о проведении повторной комплексной железнодорожно-технической экспертизы. «Та, которая имеется в деле, проведена поверхностно и неполно. Она совершенно не исследовала обстоятельство о возможной неисправности подвижного состава», — полагает он. По словам защитника, в деле имеется ряд доказательств, которые говорят о том, что что авария могла произойти из-за неисправности поезда или из-за того, что на путях мог валяться посторонний предмет.

В ходе предварительного слушания по делу защита будет просить изменить подсудимым меру пресечения на любую иную, не связанную с лишением свободы. «Что касается Валерия Петровича Башкатова, то мы абсолютно убеждены, что его вины в аварии нет», — сказал Князькин. По его данным, за неделю до трагедии Башкатов принимал участие в установке правого, а не левого остряка стрелки, который и оказался закреплен проволокой. «Башкатов все сделал профессионально. Кроме того, ему вменяется, что он не установил тягу на остряки стрелки — металлическую конструкцию, которая скрепляет их. Но, по своим должностным обязанностям, Башкатов не имел права устанавливать тягу. Таким образом, обвинение в этом плане тоже не состоятельно. Он — высокий профессионал, который больше 25 лет проработал на метрополитене, и имеет заслуженный авторитет. В его действиях нет состава преступления, и он абсолютно невиновен», — убежден юрист.

В невиновности своего подзащитного уверен и адвокат Юрия Гордова Тимур Чанышев. «Гордов невиновен. Он сам работал в поле и знает эту дистанцию «от и до» до миллиметра», — сказал защитник. От дальнейших комментариев он воздержался, пообещав более полно раскрыть позицию своего подзащитного в ходе судебного процесса. Адвокат также намерен на предварительном слушании поставить вопрос об отмене ареста. По словам Чанышева, Гордов страдает межпозвоночной грыжей, и ему требуется операция. Однако в условиях СИЗО ее сделать невозможно. «Поэтому было бы целесообразнее изменить всем меру пресечения и не мучать людей. У всех обвиняемых есть постоянная регистрация в Москве, у них — семьи, все работали, у многих — различные заболевания», — говорит защитник. Он также указывает на наличие «альтернативных версий» трагедии, которые Следственный комитет не захотел проверять, отклоняя ходатайства защиты о проведении дополнительных исследований.

Еще 9 фигурантов

В настоящее время Следственный комитет продолжает расследовать основное дело об аварии в столичном метро, из которого было выделено дело четверых первых обвиняемых. По нему проходят еще 9 человек. Это руководители и работники ГУП «Московский метрополитен», а также коммерческих структур. Они осуществляли организацию строительных работ, повлекших крушение, а также ненадлежащий строительный контроль за ними.

По данным официального представителя СКР Владимира Маркина, в настоящее время уже предъявлены обвинения по ч. 3 ст. 263 УК РФ начальнику Службы пути ГУП «Московский метрополитен» и его заместителю, начальнику 3-й дистанции пути Службы пути «Московского метрополитена» и его заместителю, а также осуществлявшим обход пути монтерам. Все они, по некоторым данным, находятся под подпиской о невыезде.

Защитники первых четверых фигурантов выразили удовлетворение тем, что следствие не ограничилось только их подзащитными. «Это свидетельствует о более объективном расследовании, о том, что следствие решило не останавливаться на «стрелочниках»», — отметил Сергей Князькин.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию