Выплата €2 млрд ЮКОСу: дедлайн пройден, что дальше?
Лента новостей
Подошел срок, когда российская сторона должна предоставить график выплат бывшим акционерам компании — этого требует Европейский суд по правам человека
Россия должна предоставить график выплат почти двух миллиардов евро бывшим акционерам ЮКОСа 15 июня. В понедельник истекает срок, который был отведен Москве на это со стороны комитета министров Совета Европы. Самой выплаты требует решение ЕСПЧ. Дедлайн пройден, что будет дальше? Ничего, как и в случае с решением Гаагского арбитража, по решению которого Россия должна акционерам ЮКОСа еще 50 миллиардов, напоминает председатель правления Московского юридического агентства Алексей Линецкий.
Алексей Линецкийпредседатель правления Московского юридического агентства«Принудительное взыскание средств по решению этого суда регламентом вообще не предусматривается. То есть ареста имущества РФ в этом случае произойти не может, и каких-то других принудительных действий по отношению к РФ Европейский суд по правам человека применить не может. Предусматривается, что решения ЕСПЧ будут исполняться странами добровольно. Россия в данном случае считает это решение необоснованным, незаконным, несправедливым и, насколько я понимаю, она не собирается исполнять решение ЕСПЧ по ЮКОСу. Что будет делать ЕСПЧ в этом случае? Думаю, что будут продолжаться напоминания всевозможные России о том, что это нехорошо, что надо исполнять решения суда, но не более того. Максимально, что может произойти, — Россию могут исключить из этой организации, но думаю, что только из-за ЮКОСа вряд ли это произойдет. Это относительно решения ЕСПЧ, теперь относительно Гаагского арбитражного суда, который принял решение в пользу ЮКОСа о взыскании с России 50 млрд долларов. Хотя здесь есть возможность принудительного взыскания за счет имущества, находящегося за границей и принадлежащего РФ, но это имущество в основном находится под иммунитетом РФ, и обращение взыскания на такое имущество в соответствии с международными конвенциями не предусмотрено. Другое же имущество, которое есть у РФ, принадлежащее ей, оно весьма и весьма незначительно по стоимости, это может 1-2 млрд, не более того».
По словам юриста, бывшие акционеры ЮКОСа продолжат добиваться выплат, но в итоге, все, скорее всего, кончится каким-то непубличным соглашением, по которому пострадавшей стороне Россия заплатит несколько миллиардов евро, считает эксперт.
В свою очередь, вопросом обязательности исполнения решений ЕСПЧ в России заинтересовались депутаты Госдумы. 93 парламентария из всех 4 фракций обратились в Конституционный суд с просьбой дать разъяснение на этот счет. Хотя министр юстиции РФ Александр Коновалов уже назвал решение ЕСПЧ по делу ЮКОСа безосновательным и напомнил, что суд не может заставить Россию его выполнить, депутаты хотят знать, как мы должны реагировать и на другие спорные решения этого суда, заявил Business FM первый зампред комитета по бюджету и налогам Александр Тарнавский.
Александр Тарнавскийпервый зампред комитета по бюджету и налогам«Если мы подписали конвенцию, присоединились к ней «о защите прав человека и основных свобод», как и к любому другому международному договору, то мы обязаны использовать это законодательство в своей практике. Поэтому, конечно, можно некоторые вещи вроде как не соблюдать, но есть правовая культура. Наверное, можно вообще все не соблюдать, но тогда проще, что касается решений ЕСПЧ, тогда просто надо выйти из соглашений по поводу ЕСПЧ, в общем, не быть участником этого объединения. Мы еще до такой стадии не дошли, чтобы выйти из европейских институтов, просто мы хотим найти тот компромисс, который ищется не только Россией, но ищется практически если не всеми, то значительным количеством европейских государств по отношению к ЕСПЧ. Большие конфликты есть у национальных органов Великобритании с ЕСПЧ, Германии с ЕСПЧ по поводу обязательности имения или применения тех или иных решений СПЧ, поскольку как любой суд он зачастую де-факто становится каким-то нормотворческим органом и пытается максимально широко трактовать свои полномочия. Чем недовольны российские депутаты? Приведу очень простой и понятный пример. В Конституции России записано, что осужденный гражданин не имеет права избираться и быть избранным в органы государственной власти. Европейский суд по одному из дел принимает решение, что данная конституционная норма противоречит конвенции «о защите прав человека и основных свобод». При всем моем уважении к группе судей ЕСПЧ все-таки их решением мы, наверное, не обязаны пересматривать конституцию РФ».
Некоторые правозащитники уже назвали это обращение в Конституционный суд первым шагом к выходу России из юрисдикции ЕСПЧ.