Деофшоризация по максимуму. Пришло время выбирать
Лента новостей
Сегодня в России начинается полноценная деофшоризация. До 15 июня налоговые резиденты должны были рассказать государству об иностранной собственности, а со следующего года — заплатить налоги с прибыли зарубежных компаний
Российский бизнес переживает время тяжелого выбора. До 15 июня предпринимателям нужно было сообщить о своих иностранных компаниях. Тем, кто этого не сделал, пока ничего страшного не грозит, — лишь штраф в 100 тысяч рублей за каждую компанию.
Сейчас деловое сообщество выбирает из нескольких вариантов. Первый: перевести все в Россию, раскрыться на свой страх и риск перед компетентными органами. Второй — стать налоговым резидентом другой страны, это освобождает от антиофшорного закона — достаточно проводить на Родине менее 183 дней в году. Но, во-первых, появятся сложности с управлением российскими предприятиями. Во-вторых, само по себе отечественное налоговое законодательство не самое плохое в мире и налоги у нас достаточно низкие. В-третьих, власти, если захотят, могут изменить закон, превратив иностранных резидентов снова в российских.
Андрей Гольцблатуправляющий партнер юридической фирмы Goltsblat BLP«Да, хорошо, ты не будешь налоговым резидентом России, на тебя не будет распространяться закон о деофшоризации. Но надо тогда понимать — а что на тебя будет распространяться? Это вопрос не очень простой, поскольку налоговые юрисдикции все разные, и, меняя резидентство, можно попасть в другую историю. Такие есть, и, конечно, они оценивают и анализируют и право, и какой вариант им принять. Но точно также много людей, которые собираются декларировать свои компании офшорные после 15 июня».
Третий вариант: ничего не менять и никому ничего не сообщать в надежде — авось не найдут… или не дойдут руки. Вполне может быть, в российских органах работают не машины, а обычные люди. Правда, есть международная «антиотмывочная» организация FATF. Но геополитическая обстановка сейчас непростая. А если еще и ухудшится, информацию об иностранных активах россиян получить станет сложнее.
Как сообщали СМИ, некоторые представители крупного российского бизнеса готовы сменить резидентство, например, Михаил Фридман. Иные, например, Алишер Усманов, перевели часть активов сюда. Владелец сети клиник «Мать и дитя» Марк Курцер рассказал Business FM, что сделала его компания, чтобы сохранить листинг на Лондонской бирже и стать налоговым резидентом России.
Марк Курцервладелец сети клиник «Мать и дитя»«Мы поменяли совет директоров, потому что по кипрскому законодательству нам требовалось, чтобы совет директоров состоял в большом количестве из граждан Кипра, а сейчас у нас реальные граждане России. Основная компания осталась там, и мы продолжаем торговаться на английской бирже. Но при этом мы стали налоговыми резидентами, и все основные налоги наша основная компания, холдинговая... Раньше холдинговая компания полностью располагалась в другом налогообложении, сегодня она стала российской».
На вопрос, что теперь его российская компания будет делать в случае каких-либо имущественных претензий и других неприятностей, бизнесмен ответил: «Головная компания на Кипре и работает по английскому праву». При этом, по словам Курцера, он уже заявил в налоговую о наличии этой иностранной организации. Но многие российские предприятия и раньше работали по такой схеме: бизнес ведется в России и все налоги платятся здесь, а за рубежом — лишь материнская структура. Теперь предпринимателям нужно раскрывать данные о конечном бенефициаре. Или же переводить все сюда. Кто-то, например, не хочет раскрываться, чтобы активы не отсудила бывшая жена. Но большинство просто боятся потерять бизнес не без помощи условных госорганизаций. Представим, что в связи с деофшоризацией в России действительно произойдет перераспределение собственности. Имеется вопрос: старые хозяева платили налоги, а новые будут?