Заявление ЦБ. Возвращения в докризисное время ждать не стоит
Лента новостей
Разговоры о преодолении кризиса преждевременны, так как сохраняются риски для экономики. Об этом заявила глава Банка России Эльвира Набиуллина, выступая на банковском конгрессе. Она отметила, что риски смягчились, но остались теми же самыми
Ранее с аналогичной оценкой выступил экс-министр финансов Алексей Кудрин. Он заявил, что пик кризиса еще не пройден, его острая фаза придется на второй квартал 2015 года.
По словам Набиуллиной, ЦБ планирует снижение инфляции до 4% в среднесрочной перспективе. По её словам, данный прогноз по инфляции, а также уменьшение инфляционных ожиданий позволяют регулятору снижать ключевую ставку.
Эльвира Набиуллинаглава ЦБ«Темпы снижения ключевой ставки учитывают те риски, которые мы видим на ближайшие месяцы. Риски — это, прежде всего, ожидаемая нормализация денежной политики в США, укрепление доллара приведет к оттоку капиталов с развивающихся рынков и давлению на их валюты, в том числе, и на рубль. Второй риск — динамика цен на нефть. Наш базовый сценарий предполагает цены на нефть на уровне 60-65 долларов за баррель, но цены на нефть сейчас очень волатильны, пока мало предсказуемы. Кроме того, надо учитывать, что цена на нефть также является финансовым активом, и на нее может повлиять и укрепление доллара».
Что означают слова Набиуллиной об изменении подходов к надзору в банковской сфере? Должен ли был регулятор отреагировать на резкое падение курса рубля? Рассуждает главный экономист МТС банка Евгений Надоршин.
Евгений Надоршинглавный экономист МТС банка«В моем понимании, самый важный момент — это желание ЦБ перейти на превентивный надзор. Мне представляется чрезвычайно важным, как верно отметила глава ЦБ, не разгребать завалы, а все-таки действовать на опережение. В этом случае локализация негативных процессов и изолирование будет происходить гораздо оперативнее и с гораздо меньшим ущербом для остального финансового сектора. Мне бы хотелось, чтобы регулятор в этом преуспел, потому что, я полагаю, в этом случае банковская система будет очищаться с гораздо большей продуктивностью, чем это происходит сейчас, и это даст нам гораздо более дееспособные финансовые институты, что российской экономике сейчас крайне необходимо. У меня есть ощущение, что наращивание резервов и достижение целевого уровня инфляции на уровне 4% — вещи несовместимые. Для подобного сценария по инфляции, то есть для достижения четырех процентов, наращивание резервов не будет в помощь, а будет этому существенно препятствовать и создаст сложности в первую очередь для доверия к регулятору в части инфляционного таргетирования. Я должен сказать, что в теории 4% все еще возможны, но в свете последних заявлений и действий регулятора в обозримой перспективе крайне маловероятны. В моем понимании, отчасти заявления руководства ЦБ стали причиной падения рубля в четверг. Наверное, на фоне обесценения рубля последних дней, обвалом это будет назвать довольно громко, ничего такого феноменального, если честно, я не увидел на валютном рынке. Да, резкая, да, сильная некоторая коррекция. Были новости, которые помогли этому движению. А если говорить по поводу курса, то его шаги можно было расценить как некое нежелание видеть рубль дорогим, особенно на уровнях меньше 50 рублей за доллар. И в этом контексте заявление ЦБ и движение рубля вполне оправданны, рубль сделал то, что хотел регулятор».
Набиуллина также сказала, что ЦБ до конца года вернется к стандартному регулированию банковского сектора. Можно ли расценить это как сворачивание антикризисной поддержки российских банков? Говорит главный экономист финансовой группы БКС Владимир Тихомиров.
Владимир Тихомировглавный экономист финансовой группы БКС«Может быть, это слишком рано, действительно, потому что пока на текущий момент мы находимся в стадии снижения экономической активности, довольно быстрого снижения экономической активности. Есть предположение, и я согласен с тем, что говорила госпожа Набиуллина, что ситуация в макроэкономике российской начнет несколько стабилизироваться, улучшаться, возможно, в ближайшие четыре-шесть месяцев. Но это опять-таки предположение, потому что слишком много факторов влияет на экономику, в том числе и внешних факторов, которые сейчас очень сложно предсказать. Но, наверно, Центральный банк, все-таки, в данном случае дает неопределенную фору банкам, говоря о том, что в случае нормализации или постепенной нормализации ситуации будет убирать дополнительную поддержку, которую он предоставлял в период острой фазы кризиса. В данном случае это еще не действия Центрального банка, а просто предупреждение о том, что такие меры могут быть осуществлены. Но я думаю, что банк, все-таки, будет ориентироваться на ситуацию в экономике и не в последнюю очередь учитывать события политического характера прежде, чем осуществлять такие меры. Если говорить о текущем моменте, я думаю, что сейчас сокращение поддержки банков было преждевременным».
Набиуллина предрекла реальному сектору экономики и банковской сфере непростые годы. «Нам стоит принять новую экономическую реальность, не ждать, что мы вернемся в докризисное состояние», — заявила она, подчеркнув, что для развития экономики нужны структурные реформы, без которых Россия сможет выйти лишь на «небольшие темпы роста».
Курс евро на Московской бирже в моменте в четверг превышал 63 рубля. Это произошло впервые с 1 апреля. Доллар закрепился выше 55 рублей, при этом стоимость барреля Brent ушла ниже отметки в 63 доллара.